Древняя Аттика. Эвбея (5) Эретрия

Aug 02, 2016 15:13


Эретрия расположена в 23 км от Халкиды. Это второй по значимости город Эгины, расцвет которого пришелся на в 8-7 вв. до н.э. В 8 в. до н.э. эретрийцы основывали колонии на востоке и западе Средиземного моря, в том числе на Сицилии и в северной Греции. Сегодня Эретрия - это небольшой живописный городок, который сохранил остатки древнего театра и храма Аполлона, римские термы, Дом мозаики и обширную коллекцию археологическом музее: фронтон храма Аполлона Дафнофора, эретрийские вазы и многое другое

Театр - один из самых известных памятников в городе. Его создание датируется 5 в. до н.э. Его вскоре разрушили персы, но спустя несколько лет театр был восстановлен. Первоначально амфитеатр не имел сидений. Сцена имела вид дворца, на одном уровне с орхестрой были построены пять смежных комнат, откуда на сцену выходили актеры. В 4 в. до н. э. театр был перестроен и позже он уже был окончательно сформирован в том виде, который он имеет сейчас. Трибуны представляют собой 11 ярусов, разделенных 10 лестницами. Длина верхней части амфитеатра - 90 метров, диаметр орхестры - 18 метров. Арочный проход соединяет приподнятую сцену и орхестру. Театр вмещал около 6-6,5 тыс. зрителей.



Древнегреческий гимнасий представлял собой площадку для тренировок не только профессиональных атлетов, но и всех взрослых мужчин, которые могли заниматься борьбой, бегом, метанием копья и другими спортивными дисциплинами. При гимнасии находились термы - первоначально лишь для омовения холодной водой, позднее - с системой подогрева. Здесь же были специальные помещения для лекций по философии.

Храм Диониса 4 в. до н.э. примыкает к юго-западной части театра, и теперь представляет собой несколько камней - остатков его основания. Храм был построен в дорическом стиле с колоннами 11х6 и размерами 12,5х23,5 м. Рядом, у западного входа в театр сегодня видны основания памятников в честь благотворителей, чьи постановки в честь Диониса оказывались лучшими.
}
Первые укрепления Эретрии были построены в 6 в. до н.э., но теперь в городе можно видеть руин, относящиеся к 4 в. до н.э. Длина крепостной стены - 4, 6 км, толщина стен 2,6 м, на акрополе - 2,10 м. Исходная высота стен была 5-7,5 м. Также здесь размещались около 60 башен, сегодня найдены остатки 38 башен. За стену вели 5 ворот и 3 потайные двери. При восстановлении города после персидского нашествия были построены монументальные ворота по направлению дороги, ведущей в Халкиду. По обе стороны дороги были возведены две массивные башни из глиняных кирпичей на цоколях с полигональной кладкой. Ворота сохранялись до 2 в. до н.э. В 198 г. до н.э. был также построен бастион с внешней стороны моста, а проход между двумя башнями был сужен.



1.Западный квартал,

2.Героон,

3.Западные ворота,

4.Могильная терраса,

5.Храм Диониса,

6.Тиме,

7.Гимнасий,

8.Храм императорского культа,

9.Дом с мозаиками,

10.Термы,

11.Квартал панафинейских амфор,

12.Восточный сектор,

13.Святилище Аполлона Дафнофора,

14.Агора и толос,

15.Паровые термы,

16.Святилище Исиды,

17.Палестра,

18.Западная потайная дверь,

19.Святилище Афины, 20.Бастион,

20.Водохранилище,
21.Тесмофорион (святилище Деметры)

Акрополь Эретрии был заселен в течение всего периода античности. Здесь располагались гончарные мастерские - весь склон усеян глиняными черепками. Из Акрополя Эретри вели три потайные двери: на запад, на север и на восток. Западный потайной вход был закрыт двойной деревянной дверью. Задняя дверь была окружена башней так, чтобы защитники могли поражать менее прикрытый щитом правый бок нападающих. Также при осаде потайные двери использовались для вылазок. На вершине акрополя находится широкая площадка, где в древности размещался храм Афины, чей культ действовал здесь в течение 6 в. до н.э.

Дом мозаик был построен в 370 г. до н. э. и использовался в течение почти столетия. Он отличается своим полом, покрытым изящной мозаикой, представляющей мифологические сюжеты: нереид, легендарные сражения между аримаспами, грифонов, сфинксов и пантер. Здание представляет образец классического и эллинистического периодов архитектуры. В 1 веке до н. э. на руинах дома был воздвигнут надгробный памятник с массивным прямоугольным периболом. Дом был раскопан археологами в 1975-1980 гг.




Храм Аполлона Дафнофора (Лавроносного) является наиболее важным и широко известным памятником Эретрии. Происхождение храма связано с гомеровским гимном Аполлону: когда бог искал место, чтобы основать свой оракул, он прибыл на Лелантинскую равнину. Храм является самым древним сооружением в городе и связан с ранним культом Аполлона в Дельфах.

Первый храм относится к 8 в. до н.э. Причины его разрушения неясны. Возможно, разрушение храма было связано с землетрясением. Строительство нового храма на том же месте началось в конце 6 в. до н. э. (ок. 520-490 гг. до н. э.) и он, видимо, был еще недостроенным, когда персы разрушили город в 490 г. до н. э. После разрушения города персами, храм был восстановлен и использовался еще три века. Но в 198 г. до н. э. он был разрушен римлянами, после чего святилище постепенно пришло упадок и окончательно было заброшено к I в. н.э. Сегодня видны только фундаменты постархаического храма.



Аэрофотоснимок архаического храма Аполлона Дафнефорос

Здание храма является первым в своем роде, и по времени создания лишь слегка отстает от гакатомпедиона (стофутового) храма Геры на острове Самос (нач. 5 в до н.э.). Оно представляло собой сооружение размерами 7.5х11.5 м. (6х14 дорических колонн), в его центре размещались деревянные колонны, подпиравшие крышу. Впоследствии храм был засыпан землей в целях создания более поздних и самых известных храмов в городе.

Большинство архитектурных деталей были повторно использованы в качестве строительных материалов; только несколько барабанов колонн и разбитых триглифов найдены на месте храма. Из пышного скульптурного декора сохранились только части западного фронтона с амазонкомахией (обычный мотив для иконографии того времени). Центр фронтона занимала Афина - ее изображение частично сохранилось. Богиня идентифицируется по изображению Горгоны на груди - ее постоянный атрибут. Еще один фрагмент - верхняя часть композиции, в которой Тесей посещает амазонку Антиопу. Детали лица и одежды были окрашенными, что делало изображение более ярким.

На схеме темным цветом выделены сохранившиеся фрагменты фронтона.






На восточном фронтоне, возможно, изображалась гигантомахия. Скульптуры, как предполагается, после разрушения храма были вывезены в Рим.

Считается, что автором композиции с Тесеем и Антиопой был знаменитый афинский скульптор Антенор. Его работам свойственна чувствительность и мягкость форм, внутренняя сила, несмотря на декоративных подробности в прическах и складках одежды. Скульптуры сохраняют правила архаичной пластичности. "Суровый стиль" предшествует классическому.

Однако скульптуры, не оставался долго в исходное положение. В 490 до н. э. храм был сожжен персами. Он был вновь возведен, чтобы быть опять разрушен при завоевании римлянами (начало 1 в. до н. э.). Некоторые скульптурные произведения, как полагают, были перенесены в Рим в храм Аполлона Сосиануса (Врачующегго?).

При раскопках храма археологами были найдены керамические черепки 8 в. до н.э. с буквами, которые относились к первому греческому алфавиту. Ученые предполагают, что на одной из найденных керамических чаш с надписью буквы были изображены в алфавитном порядке по периметру сосуда.

Древняя Греция

Previous post Next post
Up