Реконструкция Троянской войны (69) Пенфесилея - царица амазонок

Apr 09, 2015 17:09

После тяжелых поражений в сражениях гибели Гектора троянцы находились на грани поражения, и прибытие к ним в помощь войска амазонок было спасительным. Мы почти ничего не знаем о царице-воительнице Пенфесилее (Пентесилее), но можем сделать обоснованные предположения о том, откуда она привела свое войско и кем являлись амазонки, которых до сих пор продолжают считать плодом воображения древних греков.
Происхождение имени Пенфесилея довольно смутно, хотя оно и имеет достаточно очевидные расшифровки. В древнегреческом языке «пента» - уникальное сочетание звуков. Нет сомнений, что оно отражает цифру «пять». Корневое имя царицы амазонок вполне созвучно именам Силан, Сильван, Силен. Все они сопряжены с существительным «селас» - свет, сияние, молния, огонь, факел. При этом Силена - богиня Луны. Ее образ у древних греков сопряжен с ночным светом, с факелом, горящим в ночи. Другое имя Силены - Мена (Мене), которое можно понять как «наивеличайшая» или даже «истинная». Это божество матриархальное. (Как, впрочем, и богини-воительницы Афина и Гера, которые отражают древнейший пантеон еще микенских времен. Мегера - это наиужаснейшая из богинь мщения Эриний .) Отсюда следует: Пента-силена - пятилунная или пятифакельная. Почему именно «пяти»? Возможно, это связано с пятью провинциями, подчиненными царице амазонок. Может быть, она - пятый ребенок или пятая по счету правительница от основания царства. Однозначно определить истоки этого образа невозможно.
Нет сомнений, что женское правление у амазонок было образцом матриархата, переустроенного на военный лад. Поэтому происхождение Пенфесилеи ведется не по отцу (которым назначается бог Арес), а по матери. Ее мать - царица Отрера, известная лишь тем, что построила храм Артемиды в Эфесе. Большой храм на этом месте был возведен столетиями спустя, был признан одним из семи чудес света и сожжен мечтавшим прославиться Геростратом в 4 в. до н.э. Его тут же восстановили и еще через шесть веков он был разграблен готами, а затем разрушен христианскими сектантами.
Пенфесилея прибыла к Приаму не только для военной поддержки троянцев, но также для осуществления очистительных ритуалов после случайного убийства своей сестры. Это немаловажный аргумент в пользу религиозного значения Илиона - цитадели над большим микенским городом Троей.



Блестящие военные способности амазонок в подробностях зафиксированы в исторической традиции Афин, которую в подробностях пересказал Плутарх. Мифология свидетельствует об агрессивных действиях Геракла и Тесея в царстве амазонок. И не удивительно, что войско амазонок появилось в Афинах и афинское государство находилось на грани крушения. После кровопролитной битвы только переговоры позволили афинянам спастись от истребления или порабощения. Плутарх отмечает, что часть города с тех пор носит название «Амазония», а могилы амазонок указывают не только в Аттике, но и в Фессалии - по пути следования войска, которое и в этой земле сражалось, надо полагать, очень успешно.
Диодор Сицилийский, основываясь на древних сказаниях, писал об обычае, принятой в государстве амазонок: именно женщинам там положено было служить в войске определенное время, и выходить замуж только после окончания службы. Фантазии о том, что амазонки убивали мужчин, включая рожденных ею мальчиков (или же отсылали их к отцам), являются лишь усугублением сведений о более здраво устроенном реальном порядке матриархального правления. Близкое по содержанию свидетельство об амазонках имеется в Повести временных лет, авторы которой наверняка воспользовались одним из греческих или римских источников.
Утверждение, что слово «амазонка» происходит от «а-масос» (безгрудые) и означает, что воительницы выжигали себе одну грудь, чтобы удобнее стрелять из лука, также следует считать фантазийным преувеличением. Имеются иные версии: иранская - от «ha-mazan» (женщина-воин) или «a masso» - неприкосновенные (для мужчин, девственницы). В то же время на древнегреческом «а-мазо» тождественно слову «варвар» - живущий без хлеба, не выпекающий хлебных лепешек. Что корреспондируется с «а-мафэс» - непросвещенный.
Предположение о фракийском происхождении амазонок недостаточно обосновано. Более разумная версия размещения их государства - южное Причерноморье. Гомер упоминает о войнах фригийцев и ликийцев (Беллерофонт) с амазонками. Вероятно, амазонки не раз совершали походы на запад - к побережью Эгейского моря, где создавали свои форпосты. Последнее упоминание об амазонках относится к периоду походов Александра Македонского.
Вполне разумной выглядит гипотеза о том, что наиболее ранние свидетельства об амазонках связаны с походами Диониса, который прибыл со своими менадами в Фивы из Фригии. Аналогично аргосское предание - о прибытии Диониса из-за моря. Вполне возможно, что и в более поздние времена сообщества и государства женщин-воительниц существовали не только в Малой Азии, но и в Северном Причерноморье и в Поволжье. Средневековые историки замечают их в войске готов, где жены сражаются вместе с мужьями, а также мстят за смерть мужей.
Под Троей амазонки появляются не в первый раз. Гомер упоминает о кургане царицы амазонок Мирины у стен Трои. Мифическая часть предание о Мирине говорит о ее успешных походах против атлантов и Горгон, а также о завоевании Ливии. Возможно, Мирину смешивают с другой воительницей, чье войско было разгромлено скифом Сипилом, объединившимся с фракийским царем Мопсом. Город Мирина в Мисии упоминают Геродот и Страбон.
О замечательной выучке амазонок говорит свидетельство о том, что Пенфесилея убила немало опытных ахейских воинов, и справиться с ней довелось только Ахиллу. Можно сказать, что Пенфесилея оказалась в этом сражении второй по воинскому мастерству после Ахилла. Среди побежденных Пенфесилеей числится знаменитый воин и врач Махаон, а также фессалийца Подарка, командира 10 ахейских кораблей.



Последующее предание создало душещипательный сюжет о том, что Ахилл воспылал любовью к Пенфесилее, и вовсе не хотел ее убивать. Здесь психологически точен момент узнавания: поверженный искусный воин ока-зывается женщиной-воительницей, и это изумляет Ахилла. И даже, как хо-чется древним авторам, возникает посмертная любовь.
В сочетании со значимостью этого события, литературное украшение обеспечило данному сюжету Троянской войны прочность в веках: сцена схватки между Ахиллом и Пенфесилеей - излюбленный сюжет древнегреческой вазописи. Павсаний свидетельствует о картине Полигнота, где персонажи оказываются в Аиде, и среди них - Пенфесилея, презрительно взирающая на зовущего ее Париса.

Древняя Греция

Previous post Next post
Up