Неполнота списка полководцев побуждает нас предположить, что союзники далеко не всегда были обезглавлены, если погибал полководец, имя которого нам известно. То есть, союзники продолжали защищать Трою. Кроме того, о судьбе ряда полководцев нам ничего не известно. Они упоминаются в «Илиаде» лишь однажды, и не числятся среди убитых ахейскими героями.
Мы также вправе предположить, что позднее прибывшие союзники были достаточно подготовлены, ибо из возглавляли не просто полководцы, но цари. И даже если царь погибал, его войско мог возглавить сподвижник наследника царской власти.
Детали нам не известны. В «Одиссее» из прежних соперников ахейцев поминаются лишь киконы, которые нанесли поражение воинам Одиссея, ограбившего их город на фракийском побережье. Это означает, что падением Трои киконы вовсе не были сломлены, и мобилизация войска под Трою их серьезно не ослабило и не сломило их воинского духа.
Отметим три фактора к исходу Троянской войны:1) разрушение Трои (в результате пожара), уничтожение практический всей верхушки троянской знати во главе с Приамом и его многочисленными сыновьями, наличие многочисленных союзников, остававшихся на территории Троады и (скорее всего), изгнавших ахейцев, лишив их славы победителей, а также большей части военной добычи. Поскольку Троя не раз восстанавливалась после пожара (о чем свидетельствуют данные археологии), то священный участок земли пустым не остался. Просто здесь сменилась власть - восстанавливала город другая династия. Какая же.
Посмотрим на претендентов.
Отдаленные властители земли эфиопов не подходят - слишком далек был бы их путь к новой колонии. Амазонки тоже явно не подходят - не только по аналогичной причине, но и потому что их порядок управления явно не был бы принят оставшимся населением Троады.
Может быть, ближайшие к троянцам дарданцы во главе с единственным выжившим в войне героем «Илиады» - воевавшим за Трою Энеем? По преданию Эней покинул Трою до ее штурма. И последующая традиция не локализует его пребывания. Даже если Эней какое-то время правил Троей, то потом он либо был изгнан (его отношения с Приамом были небезоблачны, и это могло сказаться на отношении к герою троянцев и других союзников), либо по своей воле переселился в другие места - скорее всего, в Италию.
Ликийцы? Они были, может быть, самыми последовательными сторонниками троянцев, ибо с самого начала прибыли на защиту Трои во главе с царем Сарпедоном, после которого командование ликийцами осуществлял Главк - вплоть до его гибели уже в самом конце войны. Это означает, что ликийцы были потрепаны этой войной не меньше троянцев, и вряд ли смогли бы конкурировать с другими союзниками.
То же самое можно сказать о мисийцах, которые стали первой жертвой агрессии ахейского войска.
Можно сказать, что территориально близкие троянцам союзники понесли большие потери в этой войне, а также были сильно разорены локальными походами ахейцев, в которых особенно отличился Ахилл. Удаленные союзники не могли претендовать на Трою. Остаются фракийцы, которые самым активным образом участвовали в войне, но при этом сохранили свою страну неприкосновенной, поскольку она оставалась за Геллеспонтом, а также потому что заселяли не только побережье, но материк.
Одно из фракийских племен, участвовавших в изгнании ахейцев, вполне могло взять на себя роль гегемона в Трое. Именно поэтому последующая традиция оказалась достаточно бедной: фракийцы не входили в круг цивилизованных народов, сближавших культуру микенской Греции и Троады и ее ближайших соседей.
На гегемонию фракийцев в Троаде указывает заселение ими Мисии во времена Геродота, а также на распространение традиционного головного убора фракийцев во Фригии - он получил название «фригийский колпак». Форма колпака (войлочной шапки) может быть объяснена попыткой имитировать троянский шлем - высокого «талоса», поднимавшего над шлемом гребень из конского волоса. Имитация формы шлема достигалась тем, что в войлочный колпак, в его островерхую часть, заправлялись длинные волосы, заколотые на затылке. Фригийские шлемы в упрощенной форме постепенно распространились доминировали в Элладе в завершающий период ее независимой истории.
Между фракийцами Гомера и фракийцами Геродота - огромный промежуток времени, но при этом все характеристики остаются прежними: территория обитания, многочисленность и многоплеменность. Дорийцы, столь сильно изменившие этнический ландшафт микенской Греции, как минимум соседствовали с фракийцами, примыкая к Фракии в северной части материковой Греции. И участие фракийцев в разгроме пелопонесских царств несложно представить. Таким образом, нашествие дорийцев, состоявшееся вскоре после Троянской войны, оказалось своеобразным реваншем Трои, но уже под водительством героев других народов.