Реконструкция Троянской войны (25)

Oct 31, 2014 15:13


Превращение «Илиады» в «Ахиллиаду» предполагает несколько методов «сшивания» песен о Троянской войне: включение в нее длинных диалогов, где тщательно перечисляются родовые связи, наложение божественных сюжетов, которые влияния на сюжет не оказывают, но имитируют сопричастность богов (прежде всего Афины - главного «спонсора» Ахилла) к триумфу ахейцев, наконец, расстановку отдельных песен таким образом, чтобы поэму начиналась и заканчивалась именно Ахиллом. Проводить реконструкцию нам позволяет щепетильность компиляторов, составлявших «Илиаду» из отдельных: они старались не касаться текста фрагментов, почитая их почти как священные.

Изначальная «Илиады» открывается нам путем снятия целого ряда поэтических пластов, которые сюжетно или стилистические отличаются от основной канвы повествования. Безболезненно удается пласт божественных сюжетов, в которых довольно примитивными способами выдвигаются наиболее деятельные боги - Афина и Гера. Это элементы теогонии с политическим контекстом, призванным подтвердить возвышение Афин божественной санкцией. И унизить пелопонесских богов - прежде всего, Аполлона и Артемиду.

Последняя битва «Илиады» (но далеко не последняя битва Троянской войны) не описана так, как описаны другие. От нее остается лишь финальный сюжет - спешный уход троянского войска за стены города. От боевых схваток остается лишь два поединка: Агенора (сына Антенора, одного из самых уважаемых троянских старейшин) против Ахилла и Гектора против Ахилла. Никаких других героев не видно, они вытеснены из сюжета. Поэтому мы не знаем, что происходило на других участках битвы.

Агенор выступает против Ахилла с очевидной целью: задержать его воинов, пока троянское войско укрывается за стенами Трои. Правда, «Илиада» расшифровывает его мотивы по-другому: мол, бежать за ворота вместе со всеми - означает высокую вероятность получить копье в спину, бежать мимо города к Идейским горам - означает возможность погони без шансов спастись. Поэтому, дескать, шансы на выживание возникают только в поединке с Ахиллом. Очевидно, что этот фрагмент вставной, поскольку более надежно найти себе гибель на поле брани, чем выступить против Ахилла, просто невозможно. На самом деле у поступка Агенора только одна задача - задержать Ахилла, отвлечь его от города, воспользовавшись его яростью.

Агенор бросает копье не в щит Ахилла, свойства которого к тому времени, как следует полагать, уже известны, а в ногу, которую Ахилл неаккуратно выставил из-под щита. Но копье соскальзывает с оловянной поножи. Ахилл в ответ бросает копье и промахивается (что с ним бывает довольно часто). Обычное продолжение подобных поединков - сражение накоротке. Но в данном случае Агенор бросается бежать. То есть, реализует план, который уже отбросил. На самом деле, он уводит мирмидонцев Ахилла от города.

Ахилл преследует Агенора, но не может его нагнать, как ни пытается. Пока не решает, что тут дело нечисто - налицо божественное вмешательство. Действительно, в облике Агенора выступает Аполлон. Ахилл гневно кричит, что отомстил бы и бессмертному, если бы мог. И возвращается к Трое. Мы же делаем вывод, что план Агенора удался: он втянул Агенора в поединок, а потом в погоню, чем дал возможность троянцам не допустить штурма города не плечах отступающего войска.

Но все же полностью троянцы еще не вошли в город. Их отход прикрывает Гектор. И он повторяет уловку Агенора. Ахилл, завидев своего врага, яростно бросается к нему. А Гектор бежит вдоль стен Трои, подставляя Ахилла и бегущих с ним мирмидонцев под стрелы лучников, разместившихся на городских стенах. Ахилл, несмотря на свою репутацию «быстроногого», не может догнать Гектора.

Загон мирмидонцами Гектора (и, возможно, небольшой группы воинов) продолжается достаточно долго, чтобы в эпосе можно было указать, что они трижды обежали Трою. Когда Гектор убеждается, что войско вошло в город и находится вне опасности, он прекращает гонку и вступает в поединок с Ахиллом. При этом мы видим, что поединок этот вовсе не носит какого-то ритуального характера. Он происходит по принципам, принятым в массовом столкновении воинов в сражении, - убить врага любыми средствами. Или добить.

Скорее всего, Гектор и его немногочисленные соратники просто окружены мирмидонцами и другими ахейцами. И смерть их - лишь вопрос времени. Ахилл же требует своего права убить Гектора. И не обходится без помощи своих слуг. Гектор не получает второго копья для повторного броска - его оруженосец либо убит, либо оттеснен, а Ахиллу копье подают (по воле Афины, разумеется). И когда Гектор бросается вперед с мечом, этим неожиданно оказавшимся у противника копьем он получает смертельный удар.

Умирающий Гектор просит Ахилла лишь об одном: отдать его тело троянцем, не осквернять труп. Но злобный Ахилл намерен продолжать ахейскую традицию: труп врага должен быть обезображен. Поэтому Ахилл цепляет тело умершего Гектора к своей колеснице, прокалывая ему лодыжки, и волочит в лагерь ахейцев. И там еще принимается объезжать с телом Гектора приготовленное к сожжению смертное ложе Патрокла.

Всего этого Ахиллу мало. Он ждет, когда Приам предложит за тело Гектора выкуп. И что делают ахейцы несколько дней такого ожидания? Ничего. Для них, как будто, война закончилась. Хотя Троя еще стоит, войско и герои у троянцев имеются. Просто Ахиллу нужен выкуп, и по этой причине боевые действия не проводятся.

Почему Ахилл меняет свою прежнюю позицию? Убийство Гектора смирило его гнев? Действительно, убийца Патрокла уничтожен, его труп осквернен - теперь пора подумать и о материальной выгоде. Причем, такая мысль у Ахилла должна была возникнуть при уверенности в том, что Трою взять штурмом будет затруднительно. Ведь если штурм будет успешен, то богатства все равно будут захвачены ахейцами! Но в таком случае дележ богатств будет общий, и какова будет доля Ахилла, еще неизвестно. А вот если Приам привезет выкуп, это будет его, Ахилла богатства. И тогда при штурме Трои Ахилл получит нечто сверх богатств, которые привез ему Приам!

Наконец, Приам привозит Ахиллу целый воз всякого добра, и тот благосклонно позволяет забрать тело Гектора. И даже дает троянцем передышку в несколько дней, чтобы они смогли запастись дровами для огромного погребального костра. Тем временем, полыхает погребальный костер Патрокла, а ахейцы проводят игры его памяти. На этом «Илиада» заканчивается, но не заканчивается Троянская война.

Древняя Греция

Previous post Next post
Up