Полезное средство от бессонницы

Feb 02, 2013 00:30

Сегодня завершил чтение Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Читал, когда не спалось. Не знаю почему, но меня эти достаточно сухие и скупые на подробности тексты привлекают. Даже в именах и названиях какая-то близкая моей душе музыка. И вся история выглядит совершенно не так, как она подается в учебниках, научных изданиях (я их тоже прочел немало) и в искусстве. Какой-то другой мир, который надо бы описать по первоисточникам. По крайней мере, мои представления меняются даже в сравнении с теми, что сформировались при написании книги "Настоящая Спарта". Тут даже трудно сформулировать общую идею: она должна кристаллизоваться в попытке обсуждения текстов, которые у меня перед глазами. Детали меняют все.
Ну, например, навскидку. Считается, что греки были такие оригиналы, что им непременно надо было жить в городах-государствах, а территориального государства они, якобы, и не знали. Это совсем не так. Спарта, Беотия, Аркадия и проч - это территориальные государства, а вовсе не город-государство. При этом государства могли бы сливаться в более крупные образования. Почему не вышло. "Разделяй и властвуй" - персидская политика задолго до римлян. Как и на нашей земле - ордынская политика. А вовсе не дурь князей, которые, якобы, были такие безумцы, что непременно хотели резать друг друга.
Или вот фигура Эпаминонда. Все его "победы" - вовсе не победы. Плюс стратегическая ошибка: его походы привели к консолидации союза против него и порушили союз вокруг Фив. Есть странные люди, которые чего-то там прочли в детстве, и чуть ли не с обидой готовы вступиться за славного Эпаминонда! Как же любят люди сказочки!
Интересно, что персидского царя греки только и зовут царем. А вот спартанские царя - это какие-то не совсем цари. Следовало бы писать, исходя из контекста греческих источников не "царь", а "Царь".
Набожность греков - выдумка. Они были не набожны, а суеверны.
Заметим: у них почти нет героев. А если и отмечается какой-то славный воин, то так кратко, что о нем больше нечего сказать, кроме имени и то, что он молодец.
Афинская демократия - это нечто. Все ужимки этой демократии - это повод для отдельной истории. Афины скорее напоминают какую-то пиратскую республику.
Это мысли между делом. Придет время - сочиню что-то более основательное.

Древняя Греция

Previous post Next post
Up