Mar 04, 2012 23:59
Вполне возможно, что именно этот ионийский мыслитель VI века представлял собой образец философа-политика, который вывел Платон в своем представлении об идеальном государстве. Отрывочные сведения о Гекатее и отрывки его сочинений дают представление о нем как об историческом персонаже, подобном полумифическими Солону и Ликургу. Правда, в отличие от них, успешном только на закате своих лет.
Гекатий ввел счет лет по поколениям, каждое из которых он определял как период в 40 лет. Свое собственное божественное происхождение он отметил генеалогией в 16 поколений. Итого - шесть веков до времени богов, которые как раз и отделяли современников Гекатея от легендарных времен Троянской войны и последовавшего переселения греков в Ионию. «История» (или «Генеалогия») Гекатея является древнейшим сочинением об истории Древней Греции.
Гекатей составил по результатам своих личных путешествий «Описание Земли» с картой на меди, которая позволила греческим стратегам знать, где искать персидские города и по каким дорогам к ним двигаться. С одной стороны, соблазн, порожденный знанием, дал ионийским грекам иллюзорную уверенность в победе, которая разбилась в Ионийском восстании.
Ионийское восстание стало результатом распространения демократических иллюзий, которым предавались даже ионийские тираны - вроде милетского Аристагора, советником которого был Гекатей. Гекатей на совете у Аристогора единственный выступил против восстания, зная, что близость Сард (резиденции персидского сатрапа), которые греки хотели захватить, грозит опасностью: персы столь же быстро могли добраться до ионийского побережья, как и греки - до персидских твердынь.
Оставшись не понятным, Гекатей предпочел предложить более или менее реалистичный план восстаний, предполагавший не торопливое выдвижение к Сардам, а строительство флота и организацию победы над персами сначала на море. Для строительства флота (что характерно для греков!) были использованы храмовые сокровища. Вероятно, это предложение не было принято. Не потому что было экстравагантным, а потому что посягало на пожертвования персидского царя Креза. Может быть, война с персами на персидские деньги представлялась чем-то нелепым. Святилища были «банками» для собственных накоплений, а брать чужие - это была уже не традиция, а воровство.
План Гакатея был отвергнут, но он не оставил Аристагора и продолжал давать ему разумные советы. Сначала - о визите в Спарту с просьбой о поддержке и картой, показывающей, как завоевать Персию, потом - о переселении милетцев на остров Спорад, чтобы укрыться там от приближающейся персидской армии. Увы, все эти планы были отвергнуты. В результате часть милетцев вместе с Аристагором попыталась скрыться во Фракии, где тиран погиб, морская битва была проиграна, Милет захвачен, его население перебито или обращено в рабство, храмовые сокровища оракула Аполлона в Дидимах разграблены. Мудрец оказался прав: тираны, несмотря на свои патриотические взгляды, привели свою родину к полному краху и упадку.
После поражения Ионийского восстания именно Гекатей возглавил посольство к персам, где сумел договориться об условиях мира, которые были не более обременительны, чем до восстания. Диктат персов лишь определял порядок отношений между полисами (фактически требовал мира) и устанавливал посильную дань, не превышавшую ту, что была до восстановленная. Более того, персы, увидевшие непокорность ионийских тиранов, сами стали проводниками демократических реформ в ионийских полисах. Иония пришла в упадок и быстро деградировала.
Демократия - удобная для черни и оккупантов форма правления. Тиран может быть патриотом, демократ - никогда. Патриотизм тирана может быть гибельным, если он перестает слушать советов патриота-мудреца.
греки,
История