ЖАРА

Jul 26, 2010 23:15

Сообщения в СМИ, касающиеся последствий небывалой жары - как военные сводки. Власти и производители бьют тревогу по поводу роста цен на отечественное зерно, который подстегнули засуха и панические настроения фермеров. В итоге россиянам надо готовиться к трудному осенне-зимнему сезону. Эксперты прогнозируют, что хлеб, молоко и мясо вопреки обещаниям чиновников подорожают в России на 10-20%. Эта ситуация усугубляется также рекордным скачком вверх - на 23% - мировых цен на пшеницу.

При этом многим хочется думать, что научная гипотеза о глобальном потеплении климата сработает, и для России наступит благоденствие. На самом деле это не совсем так. Конечно, в истории Земли эпохи потепления и похолодания могут меняться, но не надо на этом делать расчет. Все-таки это длительные периоды, связанные с многовековыми процессами. А вот на что надо обращать внимание, так это на периодические засухи в нашей стране, которые были и в прошлые десятилетия и века.  И все время государством выискивались средства для поддержания сельского хозяйства, чтобы оно не умерло. Сегодня «государственная мысль» крутится только вокруг системы страхования. По мысли наших реформаторов,  экономика должна сама себя регулировать. Будут созданы страховые кампании, в которые часть своей прибыли будет отдавать сельхозпроизводитель. В случае наступления засухи  ему будут выплачиваться от этих компаний компенсации. Это просто формирование еще одного паразитического слоя, который будет получать прибыль за манипуляции с деньгами. Собственно, об этом говорил Владимир Путин во время одного из своих недавних выступлениях: дескать, главной проблемой, в случае возможной (а теперь и весьма реальной) засухи является создание такой вот системы страхования. Как будто от страхованием можно поднять урожай и заставить селян выйти в поле.

Но ведь существуют и более простые системы, которые требуют от государства создания резервов и использования этих резервов для прямого субсидирования сельхозпроизводителя в условиях кризисных явлений, без всяких паразитических структур… Однако главная проблема даже не только в том, чтобы создать эффективную систему поддержки села, но и в том, чтобы на селе оставались хоть какие-то рабочие руки и хоть какая-то техника.

Прямо скажем, сегодня сельское хозяйство существует скорее вопреки деятельности правительства и носит очаговый характер. Когда надо накормить народ, правительство благополучно обращается на Запад и там делает крупные закупки, поддерживая чужого сельхозпроизводителя. А своего поддерживать не надо. Зато вокруг своего роится целый сонм чиновников, который делает среднеэффективные хозяйства убыточными и умирающими.

Ни для кого не секрет, что сверхэффективными могут быть только те хозяйства, в которых самые передовые технологии закуплены на деньги, инвестированные товаропроизводителем из прибылей от других секторов экономики. При других раскладах образование эффективных предприятий в сельском хозяйстве невозможно. А ведь основная масса сельхозпродукции должна производиться предприятиями средней эффективности, в условиях очень скромных инвестиций. Их в нашей стране уже скоро не будет. И не вопрос - засуха у нас, или не засуха. Если некому будет пахать землю и выращивать скотину и птицу, то нам станет все равно, какая на дворе погода. В известной степени мы к такому состоянию уже почти пришли. Тогда вопрос в том: а хватит ли у нас денег, вырученных от энергоносителей, чтобы закупить на Западе те продукты, которые нам нужны каждый день? Скорее всего, в какой-то момент недостаточность этих средств будет обнаружена и катастрофа произойдет внезапно и потрясет всех, потому что никто ее не прогнозирует.

Опубликовано в "Можайском обозрении"

экономика

Previous post Next post
Up