В нашей стране в этом смысле сложилась достаточно странная ситуация. От президента и до работника самого низового звена все знают, что чиновничество тотально коррумпировано. Об этом говорят президент и премьер. Но при этом никаких действий со стороны государственной власти не совершается. А когда возникают энтузиасты-общественники, которые пытаются хотя бы на словах что-то противопоставить коррупционерам, начинает работать машина подавления и репрессий. За мнение у нас теперь судят.
Кстати говоря, когда я в свое время обращался в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по факту клеветы в отношении меня, мне отказывали. Причем это была клевета в адрес не рядового человека, а в отношении государственного деятеля: я тогда имел статус депутата Государственной Думы. Однако, как мы видим, сегодня чиновники активно подают в суд.
И на
примере с Владимиром Тимаковым мы видим, что игра идет по-серьезному. Т. е. чиновник пытается не просто отстоять свое доброе имя в глазах собственного начальства, а подавить общественное мнение, выраженное в словах конкретного человека.
Мы все прекрасно знаем, что коррупция пронизывает весь управленческий слой. И когда губернатор относит эти слова на себя, это о многом говорит. Причем наказание имеет очень жесткий характер. Здесь мы видим не только компенсацию морального вреда (например, в виде публикации опровержения), но еще и нанесение материального ущерба, и переход к уголовному преследованию. Обращает на себя внимание, что сначала суд вынес вердикт в рамках гражданского дела, а потом появилось сообщение о возможности возбуждения уголовного дела, что противоречит законодательству: за одно и то же правонарушение дважды судить нельзя. Но в данном случае суды переступают и через эту правовую норму.
Материал полностью В материал не вошла ключевая мысль: чтобы сдвинуть борьбу с коррупцией с мертвой точки бессмысленно принимать законы и грозно хмурить брови. Необходимо, чтобы высшая власть поняла:
1. Необходимы кадровые решения. Там где коррупция, чиновники должны вылетать с должностей пулей. Особенно если есть хоть малейший повод усомниться в том, что к рукам чиновника ничего не прилипло. Для кадровых решений достаточно знать, что чиновник имеет на своей должности коммерческий интерес.
2. Судебная реформа с прекращением единоличных решений, возвратом народных заседателей и выборности судей. Кроме того - разрушение судейской корпорации и какой-либо зависимости судей от местного начальства (в особенности по части добавок к зарплате, разных льгот и подарков, а также финансирования содержания помещений судов и штата сотрудников). В перспективе судебная реформа требует превратить профессиональных юристов в ответственных секретарей, а судить должны добропорядочные граждане, подбираемые по тому же принципе, что и коллегии присяжных. На счет коллегий присяжных законодательство должно быть изменено. Именно они должны быть хозяевами в суде, а не судья. Судья только ведет процедуру, а судят именно присяжные. "Профессионализм" здесь выходит народу боком. Прочь таких "профессионалов".