Религия и раса в национальном строительстве

Apr 30, 2010 22:37


Реформация, как считал Шпенглер, была концом немецкой религиозности как таковой, ее внешних форм. Внутренние, расовые корни религиозности сохранились, но религиозная эпоха закончилась: «Немецкая реформация не имела глубоких внутренних последствий. Лютеранство было завершением, а не началом. Готическая Германия лежала на смертном одре и вытянулась на нем в последний раз в этом великом действии свое, имевшее чисто личное содержание».

Нация распалась, но осталась душа расы.

Ровно так же, как осталась русская душа при упадке Русской церкви в ХХ веке, при измене большинства клира, обновленчестве и образовании сталинской Патриархии. Русская душа верует, даже когда церковная бюрократия превращает храмы в доходные предприятия. Русская реформация приобрела другие формы, чем европейская, имела иной вектор. Если Лютер смог разорвать путы бюрократии и образовал церковь без папства, то русская реформация, напротив, отторгла религию вне связи с иерархией и государством. Со временем протестантские секты превратились в клубы, что было полезно для становления либерального «общества», но вредно для нации. Русская Церковь была скрепой государства, пока в ней самой не завелись гнилостные либеральные идеи. От них - предательство в феврале 1917, бесовщина «обновленчества», а в наши дни - отречение от Соборной клятвы 1613 года и идеала православной монархии.

В Европе готическая душа покинула христианство и попыталась найти себя в неоязычестве, породила всплеск нордического символизма, но не образовала никакой веры. Нацизм, подхвативший этот всплеск, его же и умертвил окончательно. В России же борьба Церкви за собственную, отделенную от государства миссию продолжалась до советских времен и привела к измене Империи, сотрудничеству с богоборцами, сегодня - к сотрудничеству с олигархией. Найти сегодня Церковь Христову что в Европе, что в России - дело очень непростое. Как и следы традиционной трудовой этики, ставшей основой промышленного подъема. Переход от производительного хозяйства к потреблению произведенного предшествующими поколениями в основном произошел, и от краха спасает только прежний научно-технологический «задел». Мировая финансовая система, перераспределяя прибыль в пользу торговцев деньгами, готова к тому, чтобы этот ресурс был также исчерпан в ближайшее время.

Немецкий ум видит расовую основу в различиях религиозного чувства у разных народов, русский ум - воплощение апокалипсических ожиданий: все большее отпадение от веры, образование «малого стада», веры последних времен… Напротив, атеистический ум у русского человека, подхватывает все варианты расового подхода: вера становится поводом для индивидуалистически-криминального «я отвечаю только перед Богом», или для подчинения иерархам только оттого, что они «больше похожи на митрополитов и епископов», чем кто-то еще. Блеск золота и присутствие рядом с иерархами высших чиновников говорит секуляризованному уму, что за него уже обо все подумали, и ему не надо отягощать себя лишними вопросами. Спор между иосифлянами и нестяжателями для русского духа вечен. Истины в ее полноте нет ни за теми, ни за другими. Но частные, привязанные к ситуации истины в одни периоды - за первыми, в другие - за другими. На самом деле «другой» - это «друг».


Символическая картинка из нашего времени: увешанные драгоценными одеждами и панагиями церковные олигархи Московской Патриархии и сербский Патриарх, в простой рясе ковыляющий среди своих духовных чад. Эта картинка о многом сообщает. Аскетика традиционных форм религиозности в значительной мере утрачена. Иерархические статусы демонстрируются без всякой скромности, церковный карьеризм напоминает карикатуру на прусское чиновничество, чванство статусом - английскую манеру самоутверждения.

Если пруссак чурался догматизма и внешних форм религиозности, предпочитая действие, а не исповедание, то английский индепендент предпочитал внешние формы самоуверенного утверждения собственной святости: он «внешне свободен, свободен в нормандском смысле. Он выработал для себя чисто житейскую религию, основанную на Библии, для которой каждый присваивает себе право давать свое собственное толкование. Таким образом, все, что он делает, всегда правильно в нравственном отношении. Англичанин в этом никогда не сомневается. Уда­ча - это проявление Божественной милости. Ответственность за моральность действий падает на Бога, между тем как самые действия благочестивый человек приписывает себе». «Народ как  “сборище святых”, в частности, английский народ в качестве из­бранного народа! Каждый поступок уже оправдан тем, что его можно было совершить! Каж­дая вина, каждое насилие, даже преступление, но по пути к достижению успеха, уже оправда­ны  Божественным Промыслом, на который и возлагается ответственность».

Складывание трудовой этики из религиозных мотивов подробно исследовано Максом Вебером. Правда, расовые различия в трудовой организации между немцами и поляками он замечал вне привязки к религиозным установкам. Шпенглер в определении трудовых мотивов обращается к расовым различиям, связывая их с религиозными: «Труд для набожного индепендента есть следствие грехопадения, для пруссака же - Божественный завет. (…) Для англича­нина и  американца нравственную  ценность представляет только цель работы: успех, деньги, богатство. Труд - это только путь, который нужно по возможности сделать верным и удоб­ным. Ясно, что борьба неизбежно становится борьбой за успех, а пуританская совесть оправдывает всякое средство. Тех, кто стоит на дороге, устраняют, все равно будут ли это отдельные ли­ни, целые классы или народы. Господь этого хотел. (…) Чтобы преодолеть при­рожденную человеческую лень - прусская со­циалистическая этика учит, что в жизни дело не в счастье, а в исполнении своего долга, в тру­де. Английская капиталистическая этика гла­сит: стань богатым, тогда тебе не нужно будет работать».

В русском народном характере есть эта жилка - мечта о «жирном царстве», где работать не надо и всего вволю. Возникла она от тяжкого труда и редких периодов благополучия, когда земля давала обильный урожай, и никто не отбирал скромного достатка пахаря, улучившего момент праздности посреди бесконечного и тяжкого труда. От этого соблазна - русская лень, русские лодыри. Всегда презираемые общиной как больные какой-то стыдной болезнью.

В русском труде нет ни немецкого пафоса, ни английского эгоизма. Русский труд это вечная борьба за жизнь, вести которую можно только зная, что всем не сладко, и даже Государь трудится в поте лица. Отсюда и неприятие русскими чиновников, которые перекладывают бумаги и щелкают перьями. По-русски это вовсе не труд, а либо какое-то священнодействие, либо просто издевательство над здравым смыслом. Стоит русскому усомниться в достоинстве чиновника, и он готов на душегубство - настолько несправедливым ему покажется зависимость от бюрократии. Одно лишь религиозное чувство и знание, что Помазанник помнит о народе и заботится о его нуждах,  сдерживало русских от бунта против чиновников. Когда же «удерживающий был отнят», история прекратила свое течение. Началась какая-то другая история: с истерическим энтузиазмом первых пятилеток, в которых труда было больше, а результата меньше. Только исторический сдвиг, который шел сам собой, без воли большевиков, навязал народу представление о том, что жизнь наладилась именно в результате революции. Когда же прогресс приостановил свой бег, обман снова был обнаружен, и история стала возвращаться в Россию.

Прусский тип труда на русской почве - это труд советских предвоенных пятилеток, очаровавший людей новизной машинного производства и взбодренный коммунистической пропагандой. Казалось, что пафос труда обещает «жирное царство» в самое ближайшее время. Просто надо поторопиться, и все будет как на скатерти-самобранке. Это карикатура на немецкий индустриальный труд, который был не обещанием свободы от труда, а ежедневной миссией, одушевляющей производство как таковое.

Английский тип (его карикатурная копия) заставил вспомнить о себе после хрущевской оттепели (настроение «вещизма» и «бездуховность» с тревогой фиксировали проповедники партийно-комсомольской пропаганды), а в полную силу проявился после реванша февралистов в 1991: либеральный червь вновь стал грызть русскую душу соблазнами быстрого обогащения и посулами праздности. Скоробогатство убеждало, что приоритеты в жизни выбраны правильно. Даже если жизнь прерывалась, едва перевалив за второй десяток лет.

«А если ту умный, то почему ты бедный?» - это подлой фразой насмехались над не слишком расторопными русскими «вориши и нувориши». Им казалось, что броситься грабить, когда намекнули, что «можно», - это и есть самое «умное» поведение. А кто продолжал трудиться по-русски или по-прусски, выглядели дураками, которых просто необходимо обвести вокруг пальца, обмишурить, «поучить уму-разуму». Да еще сказать на всю страну: «Бедность - не порок, а большая мерзость».

Шпенглер пишет, что в английском отношении к труду есть соблазн, который легко распространяется там, где скрытый инстинкт получает подкрепление - в промышленной цивилизации. «Еще в XIX  веке он создал тип “янки” с его преодолевающим все препятствия оптимизмом. Формула прусской этики, напротив, отпугивает. Она предназначена для немногих, которые прививают ее и таким путем принудительно подчиняют ей толпу. Первая формула предназначена для страны без государства, для эгоистов и викингов, с их потребностью быть постоянно лично готовыми к бою. Это проявляется в английском спорте. Формула эта содержит в себе принцип вешнего самоопределения, право быть счастливым за счет всех остальных, если достаточно силен для этого, словом, как бы хозяйственный дарвинизм. Ко второй же формуле заложена идея социализма в глубочайшем значении: воля к власти, борьба за счастье не отдельных лиц, а целого».

В каком-то смысле русский социализм и был пародией на пруссачество - отступлением от своего собственного расового инстинкта. Крестьянский страх перед таким трудом был подавлен самым жестоким образом. Поэтому пафос труда не столько пугал людей, сколько распугивал из их души все русское. И только война, ратный труд вернула главное русское умение: относится к тяготам жизни как к неизбежному. Горячие энтузиасты с именем Сталина на устах гибли в первых же атаках. Иллюзия, забившая головы карикатурой на прусский религиозный энтузиазм, выкосила на фронте целые поколения советских людей. А Победу добыли русские старших возрастов и жители крестьянской глубинки - те, кому советская пропаганда не смогла разворотить душу мечтами о безбожном светлом будущем. Русские восприняли войну как труд, а немцев - как природное бедствие, которое надо сначала перетерпеть, а потом без трепета душевного стереть с лица земли. От этого русские сами превратись в стихию, перед которой чувство расового превосходства, движущее вермахт, было бессильно. Та же стихия поглотила все прочие нашествия на Русь. Ей же покорились огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.

Шпенглер сравнивает этос успеха и этос долга как продукт расовых различий. Русский расовый тип совсем другого типа. Он не укладывается в подобное разделение. Русский тип ратного и производственного труда не укладывается ни в модель «янки», ни в модель прусского энтузиаста. Русский тип подвижнический. Подвиг равно отстоит и от успеха, и от дисциплины. И равно содержит в себе и то, и другое. В подвижнике есть и рыцарственная гордость, и монашеская скромность, и органическая связь с государственной иерархией и национальным духом.

Собственно, весь социальный уклад и все конфликты и партнерские установки в нем, имеют религиозную причину и расовые основания: «Английский народ воспитался на различии между богатыми и бедными, прусский - на различии между повелением и послу­шанием. Значение классовых различий в обеих странах поэтому совершенно разное. Основани­ем для объединения людей низших классов с обществом независимых частных лиц (каким является Англия), служит общее чувство необеспеченности. В пределах же государственно­го общения (т. е. в Пруссии) - чувство своей бесправности. Демократия в Англии означает возможность для каждого стать богатым, в Пруссии же - возможность для каждого до­стигнуть высшей ступени общественной лестницы, когда каждый отдельный человек попадает на определенную раз и навсегда социальную ступень, благодаря своим способностям, а не традиции».

И даже вспышки гражданских войн происходят из той же религиозной и расовой природы сложившихся национальных организмов: «Английская революция направлена была про­тив государства, следовательно, против  “прус­ского” порядка в церкви и общественной жиз­ни; немецкая революция - против “английско­го” разделения на богатых и бедных, которое проникло в Германию в XIX веке с промышлен­ностью и торговлей и стало центром враждебных Пруссии и социализму тенденций».

Шпенглер ошибочно принимает различие между немцами и англичанами как общечеловеческое, присущее всем. И представляет расово обусловленными сами понятия «капитализм» и «социализм». «Это два строя человеческих отношений, основанных один на богатстве, а другой на ав­торитете; порядок, достигаемый путем сво­бодной борьбы за успех, и порядок, устанавли­ваемый законодательством».

Можно согласиться с тем, что капитализм бывает только английским, а социализм только немецким. И в этом увидеть преходящий характер заимствований того и другого у прочих народов. За пределами своих расовых ареалов у исторических народов «социализм» и «капитализм» - только карикатуры. Исторические народы имеют свою собственную религиозную и расовую мотивации национального строительства «в трудах державства и войны».

Русское подвижничество принципиально отлично как от прусского, так и от английского героизма (см. «Героизм и подвижничество» С.Булгакова). Прусский порядок - это механизм войны. Английская гордость - это аристократизм войны. Русский подвиг - это «органика» войны, ее народная стихия «снизу» и национальный гений «сверху». Пока стихия не разбужена, пока гений подавлен, русские будут терпеть поражения - отступать и даже «драпать». Как только русский дух явлен, ему нет препятствий.



Церковь, война, Шпенглер, труд

Previous post Next post
Up