Как управляет бюрократия. Столичные стадионы.

Jul 20, 2009 16:26


Нация должна быть здоровой. Нация должна состоять из волевых людей. Все это дает спорт. Бюрократия отнимает у нации спорт. Потому что ей спорт нужен только для одного - для оправдания собственного существования. Якобы, без бюрократии граждане не могут самоорганизоваться.
Собственно, власть для граждан - способ самоорганизации. Необходимость в контроле за квалификацией тренеров, совершенством методик подготовки, соотношением профессионального и массового спорта - все это возможно обеспечить, если во власти будут представители граждан, а не замкнутая каста, паразитирующая на теле нации. Но именно то, что убивает спорт, составляет нынешний облик спортивных администраторов. Они не служат ни спорту, ни нации. Они обслуживают собственные интересы.


Убедиться в этом в деталях мне довелось на примере трагической судьбы столичных стадионов.

Стадион юных пионеров (СЮП) - одно из спортивных сооружений советского периода (добротная постройка 1932 года на месте Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года), имеющее славную историю и бесславный конец в эпоху воинствующей псевдодемократии. Здесь прошли свой путь в большой спорт или просто к здоровому образу жизни десятки тысяч детей. В студенческие годы мне также довелось тренироваться здесь в течение нескольких лет и даже однажды участвовать в соревнованиях. Крытая беговая дорожка - редкая роскошь по тем временам.
Здесь постоянно тренировались в секциях 2 тыс. человек - детей и юношей. Во время Московской олимпиады здесь проводились соревнования по хоккею на траве (для чего качество поля было приведено к международным стандартам).
Прошло время, наступили проклятые 90-е. И СЮП стал «коммерциализироваться». Поскольку за спорт москвичам было платить нечем, то здесь возник ресторан, выставочно-торговый комплекс для дорогих иностранных автомобилей. Легкоатлетический манеж был закрыт, а территорию велотрека и вовсе решено было отторгнуть у стадиона и построить здесь нечто грандиозное. СЮП пал жертвой чиновничьего произвола. Соблазн использовать землю, размещенную совсем близко от центра столицы, перекрыл все соображения о необходимости сохранения и развития детского спорта и физкультуры.
Воровская схема была многоходовая. Поначалу некоей фирме «АНСОЛ-ЛИМИТЕД» предоставлялась в аренду земля в 2,8 га для реконструкции велотрека и спортклуба и строительства бассейна и дополнительных спортивных залов. Правда, компания была зарегистрирована почему-то не в России, а в Великобритании, на острове Гернси. И никакой строительной документации на строительство у нее не было. Тем не менее,  Госкомиссия по предоставлению земельных участков дала позитивное заключение, его подписал один из ближайших соратников Лужкова В.Ресин, а Москомзему было предписано оформить договор аренды. Через год в документах Северного административного округа в согласовательных документах фигурирует уже не бассейн и спортзалы, а спортивно-деловой центр.
Еще в 2001 году здесь числилось только и исключительно новое строение «объекта физической культуры и спорта общей площадью 150.000 кв. м». Радоваться бы развитию спорта. Но это был обман. Документы были подменены, решения тихо изменены, москвичи обмануты. В августе 2002 года Ресин представил Лужкову свои предложения по строительству на указанной территории «многофункционального делового спортивно-рекреационного комплекса». Плевать он хотел на интересы детей, десятилетиями занимавшихся спортом на этих землях. Лужков полностью разделял такую позицию своего близкого соратника и выпустил соответствующее решение. Совершенно незаконное. Но разве в лужковской Москве  кто-то задумывался о законности?
Лужков нарушил Градостроительный Кодекс, который воспрещал изменение назначение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения (п. 3, ст. 13), требовал сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (п.1, с..12). Между тем, СЮП, согласно заключению НИИ Генплана г. Москвы был именно Природным комплексом. Действительно, здесь спортивные сооружения были вписаны в природную среду. Стадион был одновременно и парком. Все это Лужков и Ресин порушили.
В 2002 году застройщиком оказалась иная компания - «Градекс Лимитед», которая числилась уже не арендатором, а собственником земельного участка. Без всякой документации велось строительство нулевого цикла. За самоуправство с подрядчика были взысканы штрафные санкции и изъят ордер на производство работ. Но обращения граждан по данному поводу было лишь средством, которое использовалось в разбойничьей схватке нуворишей. Приостановление работ не стало паузой в этой схватке.
Исходно-распорядительные документы на застройку появились лишь в апреле 2004 года, когда на огромной территории уже зиял колоссальный котлован. При этом никаких проектных документов не было. В 2005 году к застройщику прилепилась еще одна структура - ОАО «Концерн МонАрх». За кулисами акулы бизнеса рвали лакомый кусок московской земли. Московское правительство соучаствовало в этих бесстыдных игрищах. Основными действующими лицами со стороны застройщиков были лица с армянскими фамилиями: представитель «Ансол Лимитед» Габриелян, первый зам Главного архитектурно-планировочного Управления Москомархитектуры, готовивший исходно-разрешительную документацию, Мулкиджанян, председатель совета директоров «МонАрха» Пирумян.
Рабочей проектной документации все еще не было. Строительство велось без разрешения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и Москомархитектуры. За это вновь были применены штрафные санкции к подрядчикам, составлены протоколы об административных нарушениях.
Собрание депутатов и жителей округа «Беговой» постановило проект строительства отклонить и потребовать восстановления природоохранного комплекса. Но московские власти в грош не ставили мнения москвичей и избранных ими представителей.
В 2006 году от спортивно-делового центра в документах остался лишь деловой центр. Спорт по воле чиновников и ворья, привлеченного к захвату земли, из документов исчез. Они обещали втрое увеличить спортивные площади. Но они нагло лгали людям. Вместо спорта здесь планировали гостиницу, казино, торговый центр, подземную стоянку и громадные площади под офисы. 32 этажа подлости - вот подарок Лужкова и Ресина детям Москвы.
Возмущение местных жителей приостановило стройку. Тысяча подписей была поставлена под обращением в защиту детского спорткомплекса. Но чиновники только выжидали, чтобы волна возмущения схлынула, а она продолжили бы свои грязные дела. Обращение в прокуратуру не дало ничего. По административным нарушениям были пропущены сроки давности. Все прочие соображения прокурорские работники пропустили мимо своего внимания, поскольку в Москве прокуроры предпочитают не ссориться с чиновниками, а обслуживать их.
Материалы, свидетельствующие о противозаконных действиях московских властей, разошлись в президентские и депутатские структуры. Я также получил обращение и взялся со своей стороны его поддержать. Это было в декабре 2006 года.
Некий временщик на должности гендиректора СЮП с замечательной фамилией Карло сообщил, что многоцелевой комплекс вовсе не находится в границах стадиона, а сам стадион никогда своего целевого назначения не менял. В подтверждение столь наглого вранья г-н Карло сообщал, что в его ведении действуют несколько детских секций и даже проведены соревнования по футболу среди ветеранов регби, ветеранов профсоюзов, работников ресторанов, а также ряд турниров. Этому Карло было совершенно все равно, что будет со стадионом.
И действительно, через полгода заместитель мэра Москвы В.Ю.Виноградов сообщил мне, что принято решение о нецелесообразности дальнейшей эксплуата¬ции стадиона «Юных пионеров» «в связи с необходимостью серьёзной реконструкции и нецеле¬вым использованием основной территории объекта, а также отсутствием материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом». Спорта здесь уже точно не должно оставаться, ибо г-н Виноградов лично решил проработать вопрос о строительстве на стадионе Конгресс-центра экономического и социального значения «со спор¬тивной составляющей и неотъемлемым условием обеспечения свободного доступа населения к занятиям физической культурой и спортом».
Вот так, разрушили стадион, а потом признали нецелесообразным его использовать. Удобный метод. Когда-нибудь чиновники также обойдутся со всей страной. Она покажется им непригодной для жизни, и они отправятся в другие страны, где бюрократия подготовила себе места для безбедного существования. Москва может проваливаться в тартарары.
Все, что я успел за год - установить, что московскими чиновниками ведется тотальное наступление на московские стадионы. А на месте велотрека СЮП в 2008 году уже высились громады уродливых монстров, которыми Лужков к тому времени уже утыкал всю столицу. Остальная часть бывшего стадиона также не имела никакого отношения к спорту.

Стадион «Красный балтиец» - наследство советского периода, когда заводы не только могли себе позволить содержать стадионы и заботиться о здоровье своих работников, но и обязаны были это делать. Завод «Красный пролетарий» был успешно разорен и уничтожен либеральной плутократией,  а стадион ходил по рукам, пока не оказался у странной группировки, которая не знала, как управиться с ним. Как ни странно, стадион был вновь захвачен именно людьми с армянскими фамилиями.
О ситуации на стадионе я случайно был осведомлен, поскольку достаточно долго посещал секцию, которая снимала здесь зал с пришедшими в упадок душевыми и постоянно неисправным отоплением и сантехникой.
Спорта на «Красном балтийце» почти не осталось. Для вида содержалась детская команда «Арарат», которая имела в распоряжении только плохо ухоженное поле стадиона и раздевалки, где не работала сантехника. Все прочие немалые площади были заняты складом да кафе для своих, которое как-то быстро открылось на пустом месте. Комплекс раздевалок с сауной, доставшийся от прежних владельцев, просто сгорел. Большой баскетбольный зал стоял в руинах. Отопление помещений не ремонтировалось, и зимой в залах с облетевшей покраской и выщербленными полами стояла не выше 10 градусов. О том, что к этому имеют прямое отношение московские власти, свидетельствовала фотография на стенде: мэр Лужков в окружении юношей из команды «Арарат».
После очередной смены собственника (вероятно, фиктивного) стадион начали делить - строить стену прямо поперек него. Разумеется, местным жителям здесь нечего было делать. Да их на территорию стадиона и не пускали. Охрана бдительно перекрывала все входы, не допуская, чтобы кто-то видел эту замусоренную, загаженную территорию. Вероятно, потому что здесь велись далеко не самые законные операции. К тому же, здесь проживали нелегалы - рабы-мигранты, которых нещадно эксплуатировали в собственной диаспоре.
Глава Москомспорта г-н Степанянц (как ни странно, снова армянская фамилия) сообщил мне, что направленным им проверяющим не были представлены ордер на производство работ, договор землепользования, свидетельство на право собственности. Факты нецелевого использования данного спортивного объекта (перепрофилирование под офисы) Москомспорт подтвердил и направил результаты проверки стадиона «Красный балтиец» в прокуратуру Северного административного округа города Москвы. Прошло два месяца. Никаких шевелений ни в прокуратуре, ни в Москомспорте, ни в Московской правительстве по поводу захвата и разорения стадиона не было. Ну а там пришли выборы - другой парламент, другие депутаты, другой президент… Другая жизнь. Ее чиновники могли начинать сызнова, избавляясь от всех прежних обязательств и очищая в очередной раз свою память от беспокойства за интересы граждан.

Стадион «Динамо» я посетил, разыскивая для себя подходящую секцию. Когда-то в детстве я приходил сюда как в храм спорта, мечтая здесь заниматься. Тогда мне пришлось выбирать себе секцию поближе к дому. Но впечатление простора и чистоты запомнилось.
Теперь прославленное спортивное сооружение изнутри выглядело плачевно. Руины, да и только! Обширные помещения под трибунами стадиона были заполнены торговыми организациями и кафе, которые к спорту не имели никакого отношения. Оставшиеся помещения давно не ремонтировались и находились в ужасном состоянии. Немногочисленные спортсмены-любители вынуждены тренироваться в малопригодных условиях и платить за это немалые деньги в покрытие аренды. А ведь раньше стадион «Динамо» был одним из центров массового спорта, здесь работали многочисленные детские спортивные секции.
Я обратил на это внимание московских властей. И что? Ничего. Никто за разорение стадиона не ответил. Чиновник лишь проинформировал меня, что управляющая компания с начала 2008 года планирует реконструкцию, и все договоры аренды будут прекращены. Реконструкция на языке бюрократа означает, что со спортом здесь будет покончено.

Стадион ЦСКА, примыкающий к Ходынскому полю со стороны Песчаных улиц, был беден, но именно он оставался для всех окружающих микрорайонов единственным спортивным сооружением. На беговых дорожках, на обветшалых теннисных кортах, на неухоженных футбольных полях здесь всегда было полно любителей физкультуры. На этом стадионе я гулял ребенком. Потом на этот стадион я стал приводить своих детей - бегать по дорожкам, осваивать примитивные тренажеры, стучать в стенку теннисным мячиком.
Все было порушено Лужковым в угоду своей бизнес-жене, которой Ходынское поле было отдано под застройку. Здесь мог быть замечательный парк. Но вблизи центра столицы земля обещала колоссальные прибыли. И она была отдана г-же Батуриной. Стадион чем-то помешал. И его снесли до основания. Не пожалев даже недавно отремонтированные трибуны и новенькое цифровое табло.
Здесь были футбольные поля, беговые дорожки, теннисные корты, под трибунами - достаточно помещений для организации общедоступных секций. Десятилетиями москвичи использовали возможности стадиона для оздоровления и занятия спортом. Неясно, будут ли когда-либо восстановлены соответствующие возможности занятия спортом для жителей близлежащих микрорайонов.
По моему запросу была проведена проверка и установлено, что на территории снесенного стадиона ведутся работы по подготовке к строительству стадиона. Абсурд! На самом деле никто ничего строить не намеревался. Имитация подготовительных работ заняла годы. Возмещать ущерб, нанесенный городу, было недосуг. Ведь построенный Батуриной жилищный комплекс оказался нерентабельным. По аховым ценам никто здесь не мог приобрести квартиру. Годами нелепые монстры смотрели пустыми глазницами неосвещенных окон. Это строили не для людей.
Проверка также установила, что трибуны бывшего стадиона снесены без соответствующих разрешительных документов. Территория стадиона стала городком строителей, захламленным бытовым мусором. Прокуратура не вмешалась. Ведь речь шла об ответственности жены самого мэра - миллиардерше, которая обрела свое состояние на ровном месте, сформировала его из воздуха!

Стадион «Красный пролетарий» («Труд») размещен в самом центре Москвы. Поэтому он оказался весьма привлекательным объектом для недобросовестных застройщиков, которым нет дела до развития в Москве спортивных и оздоровительных сооружений. Сначала стадион был руинирован и окружен стройками. Часть территории стадиона была захвачена, и на ней разместились автостоянка и автосервис. Потом забор стадиона и вовсе снесли, а автостоянка стихийно разрослась, прокладывая себе путь через футбольное поле. Потом на территории стадиона начали вырубать деревья.
Что же произошло со стадионом? По ответу заместителя мэра Москвы В.Виноградова выходило, что таким образом ведется реконструкция стадиона. Московские власти об этом знали, но больше никто. Местные жители, увидев наглую порубку деревьев, вызвали милицию. Неторопливая милиция не застала порубщиков, но факт вырубки установила. Что так ведется реконструкция, милиционеры тоже не могли себе представить. Очевидное разорение стадиона - это реконструкция! Такова логика бюрократии…
Действительно, вопреки успокаивающим ответам из мэрии, на месте стадиона должен был появиться многофункциональный офисно-жилищный комплекс с подземной автостоянкой, общей площадью в 95 тыс. кв. м. К осуществлению этого проекта в 2005 году приступила компания «Капитал групп». В рассказы чиновников о сохранении футбольного поля и строительстве новых спортивных сооружений не верится. Даже если обещания будут выполнены, то в итоге получится, что созданные сооружения «элитные» и размещенные на базе стадиона спортшкола и айки-клуб просто будут выставлены на улицу.
Мне очень понравилась одна фраза из письма г-на Виноградова: «Все спортивные сооружения после завершения строительства и оформления в собственность города Москвы будут использоваться для проведения физкультурно-спортивной работы с населением, в том числе с жителями ближайших микрорайонов». Во-первых, оказывается, что это они с нами будут «работать». Не мы будем заниматься тем, чем мечтаем, а бюрократы будут определять, как с нами «работать». Ну а если что не так, соломку они подстелили, условия оговорили: «после оформления в собственность». Если собственности не образуется - не взыщите. «Работать с населением» будут владельцы элитных бизнес-центров. За очень большую плату они будут делать то, что позволит им откупаться от тех же чиновников - имитировать спорт, физкультуру, здоровье и проч. От массовой физкультуры и спорта для всех останется «элитная» (то есть, фиктивная) сфера обслуживания.

Стадион «Наука». Здесь в детстве я занимался коньками, потом - вольной борьбой. Здесь проходили многочисленные соревнования школьников и студентов. Теперь трибуны стадиона разрушены, развалины заросли бурьяном. На территории стадиона - торговый центр «Рено» и сервис-центр к нему. Разные конторки сомнительного вида понастроили своих сараюшек. Футбольное поле вытоптано, беговая дорожка разрушена. Все вверх дном… Остались только платные секции теннисистов, которым выгорожен угол с искусственным покрытием.

Продолжение следует

Москва, Осколки эпохи Путина, Спорт

Previous post Next post
Up