Все разговоры высших должностных лиц, что «надо думать о людях», что «проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям» мало чего стоят, когда анализируешь реальное состояние дел.
Отдельный пример, достаточно глубоко проработанный, в полной мере отражает прямую противоположность слов и деятельности чиновников. Такой пример из моей практики связан с простым, казалось бы, процессом - утверждением новорожденного в статусе гражданина России. При родителях, чье российское гражданство бесспорно, поскольку никакого другого у них никогда не было.
Итак, в мае 2007 года в семье моего друга произошло радостное событие - рождение третьего ребенка.
Оказалось, что для оформления необходимых документов, позволяющих воспользоваться гарантированными государством правами, введены новые бюрократические процедуры, а очевидные нужды детей и родителей никому не интересны. Поэтому в первые же недели после рождения родители ребенка должны не менее 10 рабочих дней провести в различных учреждениях (отдел ЗАГС, ЕРЦ, паспортный стол, Федеральная миграционная служба, РУСЗН, Управа района, Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования РФ). При этом большая часть учреждений, где в родители вместе со своими новорожденными детьми, вынуждены простаивать многочасовые очереди, не только не приспособлены для ухода за детьми, но и не имеют общедоступных туалетов, нормальной вентиляции, достаточного количества скамеек и стульев. Очевидно, бюрократические процедуры не только не способствуют заботе о детях и благополучию семей, но и создают очевидную угрозу здоровью детей и их родителей.
Федеральной миграционной службы - обязательная инстанция, только после прохождения которой делается запись о рождении детей в паспортах родителей. Бессмысленность и противозаконность этой процедуры очевидна. В соответствии со статьей 11 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» пункт «Гражданство Российской Федерации приобретается... по рождению...». Гражданство ребенка подтверждено уже Свидетельством о его рождении. ФМС под видом процедуры «подтверждения гражданства РФ» присвоило себе право лишения и восстановления российского гражданства детей российских граждан (в нарушение статей 6 Конституции РФ и статьи 9 и 11 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
Как оказалось, с февраля 2007 года для внесения имени новорожденного в паспорта родителей процедура «подтверждения гражданства» обязательна. И не только для новорожденного. Если ранее дети не были внесены в паспорт родителя, то все они должны пройти эту процедуру.
Пришлось моему другу проходить и это унижение, в результате которого в Свидетельствах о рождении всех детей был поставлен штамп о том, что они «приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с решением компетентного органа» от такого-то числа. Данная запись буквально означает, что гражданство детям было присвоено решением ФМС. Причем старшим детям - спустя несколько лет после их рождения.
На мой запрос в ФМС пришел ответ из УФМС по г. Москве, в котором сообщалось, что порядок определения, удостоверения и оформления наличия гражданства Российской Федерации у детей регламентируется Федеральным законом от 31.05.02 г. «О гражданстве Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской, Федерации от 14.11.02 г. № 1325, и приказом МВД Российской Федерации от 02.02.07 г. № 118, утверждающим инструкцию «Об организации работы территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по удостоверению, оформлению и определению наличия у ребенка гражданства Российской Федерации». Всё это «богатство» чиновничьего нормотворчества означает, что в отношении детей, родившихся в Российской Федерации после 01.07.2002 года, один из родителей которых является гражданином России, указанный штамп проставляется по желанию законного представителя.
Беда в том, что законные представители (родители) слыхом не слыхивали обо всех этих нормах. Не знали о них и исполнители штампованных бюрократических процедур. Хоты, как было сообщено, штамп не означает дату приобретения гражданства Российской Федерации, так как содержит сведения о том, что ребенок является гражданином Российской Федерации по ч. 1 ст. 12 федерального закона, то есть по рождению, это из содержания процедуры и по виду штампа вовсе не скажешь. Тем более, без штампа никто не признает, что ребенок - гражданин РФ. Разумеется, «нарушений действующего законодательства со стороны сотрудников отделения не установлено».
Можно сказать и так: ФМС выполняет свою работу и не несет ответственности за работу других ведомств, которые противозаконно требуют от родителей проставления треклятого штампа. Но с другой стороны, этим ответом достаточно ясно показано, что бюрократические процедуры фактически уничтожили конституционные права граждан. ФМС как лишняя бюрократическая инстанция загружает себя работой, которая не просто бессмысленна, а прямо вредна для людей.
Из Минздравсоцразвития мне ответили, что порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 865. При этом в соответствии с указанным положением не требуется подтверждения наличия у ребенка гражданства Российской Федерации. Для получения государственного сертификата на «материнский капитал», граждане, имеющие право на эту выплату, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. Чиновники успокаивали тем, что обратиться за пособием можно в течение достаточно длительного срока, поскольку пособие будет выплачено за весь период, а не с момента обращения. Им и в голову не приходило, что деньги родителям нужны сразу, с момента рождения ребенка, а не когда он подрастет, а у родителей появится время на обход чиновничьих кабинетов.
Большое облегчение измученным родителям должно было доставить сообщение о том, что они были вправе заниматься оформлением пособий по почте. В реальности о такой возможности никто родителям не сообщил. Более того, кроме документов, необходимо было также предъявлять ребенка. Что законодательство не требует от гражданина обращаться в органы социальной защиты населения лично, в Министерстве знали, но что на практике принят совершенно другой порядок, предпочли не поверить.
Неверие чиновников то, что реальный статус гражданина унижен в сравнении с установленным законом, опирается на их убежденность в том, что распоряжения во властной «вертикали» исполняются. В действительности, исполнено может быть распоряжение по конкретному случаю, а общие инструкции на местах могут трактоваться как угодно. Что касается информационных писем, то они вообще не имеют никакого правового статуса, и бюрократией в расчет не берутся. Тем не менее, на верхних этажах бюрократической пирамиды успокаивают себя и граждан тем, что соответствующие распоряжения отданы, а письма отправлены.
Министерство сняло с себя ответственность за реальное положение дел уже самим фактом направления в органы социальной защиты населения субъектов РФ и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации информационного письма, в котором обратило внимание на недопустимость необоснованных требований о подтверждении российского гражданства ребенка путем внесения отметок территориальным органом ФМС в Свидетельства о рождении детей или паспорта граждан. Аналогичное информационное письмо было направлено Пенсионным фондом его отделения и управления в федеральных округах.
Свидетельство о рождении ребенка подтверждает российское гражданство ребенка и не требует его иного подтверждения. Поскольку наша история происходила через несколько месяцев после рассылки этих писем, мы точно знаем, насколько они были действенны. Эксперимент показал: местный чиновник может действовать, как ему угодно. А угодно ему издеваться над гражданином.
Подавляющее число детей в России приобретают российское гражданство по рождению. Но все они по закону должны были проходить процедуру «подтверждения гражданства» в ФМС вплоть до момента, когда президент сподобился издать Указ, изменяющий Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. Происходило это с ноября 2002 года по февраль 2007 (вступление в силу президентского Указа, подписанного в ноябре 2006). В дальнейшем такая практика сохранилась, поскольку президентские указы очень часто не исполняются, а правящие «верхи» исполнение не контролируют. Мне достоверно известны случаи уже 2008 года, когда родители, никогда не имевшие никакого гражданства, кроме российского, неделями занимались оформлением в гражданство своих новорожденных детей.
Контрольные процедуры возникли, как следовало из моей переписки, только в июне 2007 года, когда Правительство поручило Пенсионному фонду принять меры в связи с необоснованным требованием органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, предъявления вкладыша в свидетельство о рождении для подтверждения наличия у детей гражданства. За подписью зампреда Правления пенсионного фонда соответствующие разъяснения на места были отправлены.
Что касается конкретного факта, то Департамент социальной защиты населения г. Москвы сообщил мне, что «факты неудовлетворительной организации работы по назначению пособий и компенсаций семьям с детьми в Управлении социальной защиты населения (УСЗН) района Матушкино-Савелки Зеленоградского административного округа Москвы не подтверждаются». То есть, гражданин сообщает о своих проблемах, депутат ходатайствует о их рассмотрении, а чиновник строит из себя недоумевающую невинность и отделывается сообщением, что «факты не подтвердились». Универсальная отписка.
Интересно, что же получает от государства семья с тремя детьми от столичных властей? Компенсацию на возмещение расходов в связи с рождением ребенка - 10.000 руб., ежемесячные выплаты многодетной семье - на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на троих детей по 500 руб.; на возмещение роста стоимости продуктов питания на двоих младших детей (до 3-х лет) по 550 руб., на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг 400 руб., за пользование телефоном 190 руб.; ежемесячное пособие 300 руб. на каждого ребен¬ка, ежемесячное пособие по уходу за третьим ребенком в разме¬ре 3000 руб. Общая сумма выплат составляет 7090 руб. в месяц. При этом физическое выживание одного человека требовало в условиях столицы 6800 рублей в месяц (это официальная цифра). То есть, на содержание третьего ребенка по мнению власти хватит. А как быть семье в целом? Как быть другим детям?
В Москве для многодетных семей введены разного рода льготы, которые даже в малой части не покрывают расходов молодой семьи, родившей третьего ребенка. Бесплатная молочная кухня до 3-х лет, бесплатные лекарства, бесплатный проезд на городском транспорте детям и одному из родителей, первоочередное устройство в детский сад и бесплатное посещение детсада, скидка 30% по квартплате.
Казалось бы, разнообразие льгот значительно. Но что мы видим на самом деле? Частный случай в полной мере показал, что система власти в Российской Федерации направлена против многодетных семей. В этой системе придуманы разнообразные «льготы», которые создают видимость заботы о многодетных семьях. Исходя из реальных потребностей семьи с тремя детьми, ясно, что «льготы» носят имитационный характер, а система их реализации унизительна для гражданина и чудовищно затратна для муниципального и государственного бюджета.
Продолжение следует