М-Диалог №26 (24.06.10)

Jun 25, 2010 09:38



«Диалог» задуман как простая и удобная форма обсуждения самых разнообразных методологических (и не только) вопросов. Качественный уровень «Диалога» определяется уровнем собеседников. Внимание! Это методологическая игра.

24.06.10

-        Здравствуйте. О чем сегодня побеседуем?
-        Предлагаю продолжить обсуждение документального фильма «Щедровицкий: в поисках элиты» (2004, по заказу ШКП).

-        Тогда я Вам напомню. Вы предложили для обсуждения фильма эпизоды:
  1. Щедровицкий об умных пингвинах и случайных вторичных людях.
  2. Щедровицкий о пользе движения и небоязни бескультурья и грязи.
  3. Сын Щедровицкого о материализме как объективном идеализме.
  4. Фрагмент ОДИ сына Щедровицкого.
  5. Как Щедровицкий учил ученых (циклиды, озеро)?
  6. Философиня о мышлении как о меле, доске и магнитофоне.
  7. Толпа (элита?) в пушкинском музее.
  8. Почему о методологии говорили джазмен, спортсмен, психолог, компьютерщик?
  9. Элитные образы журналиста: музей скульптур, вокзал, лифт. 

-        Я хорошо помню. Эпизоды 1, 2, 3 мы уже обсудили. (М-Диалоги №№ 21, 22, 23)

-        Предлагаю сегодня обсудить эпизод №4: фрагмент ОДИ сына Щедровицкого.

-        Согласен. Но начну я с объяснения в «любви» к Петру Георгиевичу Щедровицкому.

-        Знаю я Вашу «любовь»!

-        Сначала я и сам не понимал до конца причину неприязни к ПГ. А потом понял. Я отношусь к ПГ как к «ГП сегодня». То есть не как к сыну ГП или «методологу», а именно как к «ГП сегодня». И фактически вся моя «дискуссия» с ГП обращена к ПГ. А поскольку он «молчит», то и моя неприязнь к нему растет.

-        Что значит «молчит»? Да он Вас знать не знает, да и не захочет! Кто Вы такой? И что Вы на сегодняшний день такого сказали-сделали, чтобы живой «харизматик» Вас заметил?

-        Спасибо за «холодный душ». Когда я говорю, что «ПГ молчит», я не имею в виду личного общения. В деяниях ПГ я не слышу голоса самого ГП.

-        Да, простенькие методологические игры за последние 2 месяца лишили Вас остатков разума! Вы что, стали спиритом и слышите «голоса»?

-        Я имею в виду другое. «ГП сегодня» не двигается, а топчется на месте. А своей «учебной деятельностью» он просто изменил игровой методологии.

-        Позвольте. А ОДИ в пансионате Бекасово, которую Вы будете сегодня обсуждать?

-        Вот такие ОДИ я и называю «топтанием на месте». С момента первой ОДИ по «ассортименту товаров народного потребления» (1979) прошло уже тридцать лет. И когда я вижу, что ничего не изменилось. Всё тот же изрекающий истины «харизматик», все те же «пингвины»: либо молчаливые, либо робко лепечущие плохо выученный урок. Я не могу сдержаться от распирающего протеста против этого…

-        Допустим, ОДИ - топтание на месте. А «учебная деятельность» ПГ? Чем она-то Вам насолила?

-        Поскольку я позиционирую себя человеком модерна, то для меня естественно, когда учебная деятельность базируется на научной деятельности, а не игровой. У ПГ на его пяти-, семи-летних циклах происходит «наукообразное обучение игре по Щедровицкому». В основе такого «обучения» лежат тексты-воспоминания о ГП. При таком «подходе» теряется игровой дух ГП, который был продемонстрирован в единственно естественной форме для этой игры: кружковой. Даже ОДИ - не совсем то. Это скорее выездная форма к «подшефным», со спектаклем и с привлечением самих «подшефных» в качестве массовки.

-        Очень неубедительно. Голословно. Даже для меня - Вашего второго «я». Хочу возразить «человеку модерна». А может быть ГП намного современнее Вас, то есть он - человек ПОСТМОДЕРНА? Ведь разрушение «игры по Щедровицкому в кружке» и разрушение образования «игрой в образование» это и есть постмодернистская деятельность? Может быть, Вы -  дремучий динозавр прошлого века?

-        Да. Согласен с Вами. В оправдание своего «модернистского» мышления могу сказать, что кожей ощущаю уверенные шаги ПОСТМОДЕРНА, но отправляться в «музей юрского периода», ой, как не хочется!

-        Продолжим. Приведите хоть что-нибудь из киношных впечатлений по игре в Бекасово.

-        Хорошо. 1) Вот ПГ вычитывает «клиента», что тот не самоопределился (а идет 9-й день игры!) То есть в игре надо сводить концы с концами, а тут ещё сомневающийся «пингвин». ПГ грозен. Массовка в напряжении. Не выдерживают нервы у «хорошего пингвина» Иры. Она растерянно лепечет, что старается, что боится «дунуть», что долго ждала счастливого момента «поиграть». ПГ добреет, успокаивает Иру.

2) Вот ПГ продолжает о том, что некто не самоопределился. А почему? Потому, что не схематизировал ситуацию. Вот он «конёк-горбунок»! ПГ чрезвычайно оживляется («клиенты» ему порядком надоели!), расправляет плечи, подымает пальчик вверх. И ИЗРЕКАЕТ: надо правильно схематизировать ситуацию!(После этого «несамоопределившегося» можно было просто вынести из зала.)

3) Вот ПГ нарисовал на доске схему принципа множественности представлений и знаний об объекте. Это знаменитый «пустоцветик» ГП. В центре маленький кружочек (пустое место для «объекта», которое он так и не займёт). На кружочек со всех сторон наползают прямоугольнички (тоже пустые, символизируют множество представлений и знаний об «объекте», которого до оных ещё нет). ПГ оглашает «принцип». Лёгкое замешательство массовки: где же наши представления? ПГ успокаивает: то, что мы имеем конкретное представление - это «правильно». Главное не забывать, что таких представлений много, смотря какую позицию мы занимаем. (Но он молчит о главном. Раз у вас много представлений, значит вы все однобокие дураки, а умный «методолог» находится «сверху». И ему по барабану и все ваши представления, и истина, и сам объект!) Затем ПГ вписывает в кружочек буковку «Я». Теперь напрягся уже я. Неужели ПГ самоопределился и покажет своё настоящее (центральное) место в этом «действе». И скажет: дураки, закройте рты, я всё сказал! Нет. Буковка «Я» означает «язык». И поехали дальше…

4) Вот где-то сзади маячит фигура небритого старца. Вот он вставляет реплику. Явно поглощен процессом игры. Думаю, ну ты-то, старец, сколько играть будешь? Зачем тебе это? А лицо-то знакомое.
Провожу расследование в Интернете. Олег Генисаретский. Игроман.
Справка. Оле́г И́горевич Генисаре́тский - российский учёный (доктор искусствоведения), философ, мистик, общественный деятель.

-        Достаточно. Вы так «живо и красочно» изложили, что комментировать дальше не надо. Я и так представляю, что Вы «накомментируете»!

-        Я тоже так считаю. Моё отношение к «ГП сегодня» я изложил до этого «живописания». На сегодня хватит.

И, как всегда, в конце методологическая мудрость:

«ГП сегодня» нет.
Поэтому играйте в свои игры.

ПОСТМОДЕРН, "методологический диалог", кино, крити-Кант-ство, Щедровицкий

Previous post Next post
Up