Меня интересует вопрос, как начинают играть?
Вступив в тесное общение с Мих. Мих. Чумакиным, столкнулся с тем, что Мих. Мих. заиграл в школе. Может неосознанно, может пассивно, но заиграл.
Вот как это описывет сам Мих. Мих. (
http://thinking-tools.livejournal.com/296.html ):
Еще в школе, помнится, учителя частенько советовали: подумайте хорошенько.
Или говорили про кого-нибудь: он хорошо умеет думать.
А я смотрел на них и пытался понять: чего конкретно вот этот человек только что в моем присутствии такого особенного сделал для думания?
Чтение разных критик, анализов, споры с друзьями на политические и всякие другие темы - все это давало мне материала на раздумья про то, кто как думает.
Я даже начал искать в билиотеках книжки на темы про правильное мышление.
Сначала я не обратил особого внимания на школьное озарение Мих. Мих.
Но когда я встретил это же в другом сообщении (
http://thinking-tools.livejournal.com/31531.html ), я оценил его важность и написал в комментарии (
http://thinking-tools.livejournal.com/31531.html?thread=24363#t24363 ):
Мих. Мих.!
Вы часто пляшете от школы.
Мол, именно в школе вас осенил судьбоносный вопрос: а как это - «подумать»?
Вот и сейчас вы пишете:
В школьные годы эта ситуация чаще всего возникала, когда учитель давал задачу, мы начинали ее скопом решать... не получалось.. и вот тогда учитель и говорила: а вот здесь надо подумать....
И я каждый раз задавал себе вопрос: а как это - «подумать»? Когда учат танцам, то говорят: ножку правую вперед, а потом ее назад, два притопа, три прихлопа - и в результате получается танец!
А как это: думать?
В школьные годы я был отличником.
«Скопом» никогда задачи не решал, а только индивидуально и результативно.
Никаких затруднений со школьной программой не имел, поскольку она рассчитана на средний уровень ученика.
А мой уровень был выше среднего, и до золотой медали я добирал еще усидчивостью.
Я учился в те времена, когда лозунгом были: знания - умения - навыки.
Никаких призывов «подумать» не было.
Ученик должен был освоить (выучить) знания.
Выработать умения на решении задач.
Натренироваться в решении до автоматических навыков.
Никакие призывы «подумать» к троечникам, а тем более двоечникам, не звучали.
Выучи урок, сделай домашнее задание.
Поскольку мы учились с вами где-то в одно время, то делаю вывод, что учитель ваш был слабый и как следствие «скопище» троечников.
А призывы «подумать» - это перекладывание проблем учителя на учеников.
P.S.
Из своего школьного опыта.
Успешность ученика определяется природным даром (средним хотя бы) и усидчивостью.
Вводить уроки софистики - опасное занятие.
Вырастет хитрый ум.
Бездеятельный (беспредметный) и паразитирующий.