109. Правила игры.

Feb 19, 2014 13:21

У игры должны быть правила.
Поскольку ходы должны быть правильными, т.е. сделанными по правилам.

У игры должны быть правила.
Писаные и неписаные.
Насчёт неписаных у меня сомнений нет.

Странное утверждение.
Кажется, что как раз писаные правила должны быть.
Так и есть, например, у спортивных игр.
Но с интеллектуальными играми типа саулической или игры Щедровицкого - не так.
Писаных нет, а неписаные есть.
*
Первые правила.

Есть игра.
Есть правила игры.
Игра состоит из ходов.
Ходы делаются по правилам.
*
льзя - нельзя.

Правила игры должны разрешать, ограничивать и запрещать ходы.
Поэтому правила в развёрнутом виде содержат модальный оператор.

Выражу модальности первых правил.
Пока буду использовать 2 оператора: можно - нельзя.
Тогда первые правила запишутся так.
МОЖНО: игра. (1)
МОЖНО: правила игры. (2)
МОЖНО: Игра состоит из ходов. (3)
МОЖНО: Ходы делаются по правилам. (4)
НЕЛЬЗЯ: сциентизм. (5)

Правило (5) я специально добавил, чтобы продемонстрировать модальность НЕЛЬЗЯ.
Это правило (5) запрещает перенос требований науки в игру.
Получено из 34 формулы Путеводителя по саулической теории игры (СТИ) (http://savl-2009.livejournal.com/17317.html ).

Правило (1) разрешает саму игру.
Казалось бы оно лишнее. Но это не так.
И публика, и оппоненты периодически подвергают сомнению само существование игры.
Поэтому и должно быть явное правило.
Причём его можно формулировать и с оператором ЕСТЬ.
ЕСТЬ: игра. (1)
*
Нестрогое НЕЛЬЗЯ.

В саулической игре очень мало НЕЛЬЗЯ.
Да и те нестрогие.

Правила НЕЛЬЗЯ можно нарушать.
Так и с этим правилом:
НЕЛЬЗЯ: сциентизм. (5)

Савл может нарушить это правило, заимствовав какое-либо научное требование. (Специально не привожу пример такого требования, поскольку сейчас обхожусь без них.)
Но для меня важно это правило, чтобы заблокировать сциентистские атаки публики.
А они были неоднократно. На каком основании? А где доказательство?

Так есть правила по месту игры:

МОЖНО: играть в Запредметности. (6)
НЕЛЬЗЯ: играть на предметных околицах. (7)
НЕЛЬЗЯ: играть в предмете. (8)

Правило (6) относится к разрешающим = легитимизирующим саулическую игру.
Правилами (7) и (8) Савл добровольно себя ограничил, потому что хочет играть чисто (без примесей предметов).
А вот другие игроки и публика играют на предметных околицах, то есть нарушают правило (7). Но это их право.

Но в любом случае НЕЛЬЗЯ нестрогое.
И поэтому часто нарушается неосознанно и осознанно.
НЕЛЬЗЯ несёт ограничивающую функцию. И этим полезно.
*
«Правила НЕЛЬЗЯ можно нарушать».

Правила НЕЛЬЗЯ можно нарушать автору игры - Савлу.
Но осознанно.
И с комментариями без запроса или по запросу публики.

Правила НЕЛЬЗЯ можно нарушать публике.
Если автор игры не возражает.
Если возражает - то НЕЛЬЗЯ строгое.
И будьте так любезны, играть по правилам.
*
Формулы и идеи как правила.
Любую саулическую формулу (http://savl-2009.livejournal.com/17317.html ) или идею (http://savl-2009.livejournal.com/25085.html ) можно переформулировать в виде правила.

schedrovitsky gp & pg, саулическая игра, щедровизм, игра, "методологическое гетто", Щедровицкий, правила игры, СМД-тусовка, проект Щедровицкого, саулическая теория игры, Пётр Щедровицкий

Previous post Next post
Up