Вообще-то я ищу игру, а не её определение.
Определение отдаёт сциентизмом, который недопустим в саулической игре.
Но поскольку собеседники, как правило, сциентисты, даже не имея никакого отношения к науке, то я приведу три определения-описания игры.
Первое.
Игра - вид деятельности, характеризующийся признаками:
1) Свободная деятельность;
2) Выход из рамок реальной жизни;
3) Наличие специфических рамок пространства и времени;
4) Эмоциональное и волевое напряжение;
5) Наличие правил;
6) Обособленность и таинственность;
7) Наличие явления «заигрывания», «плена», игры, азарта;
8) Добровольное объединение людей в ассоциации, команды.
Это описание-определение я взял у Новиковых из их «Методологии». А они - у Хейзинги из «Человека играющего». Я говорю об этом, чтобы указать на корни моих размышлений и отдать должное тем, у кого я позаимствовал первоначальные идеи.
Щедровицкого здесь нет, хотя хронологически он появился в моей жизни раньше. А Анисимов ещё раньше.
Хочу отметить влияние на меня отца и сына Новиковых, зафиксировавших игровой вид деятельности. (Хотя описание методологии игровой деятельности им не удалось из-за сциентизма и школизма.)
Второе.
Игра - вид деятельности, которым занимается человек в свободное от учебы и труда время: игра происходит по установленным человеком правилам, выходящим за рамки реальной жизни; игра направлена на удовлетворение игровой потребности человека.
Третье.
Формула игры =
Состязание,
Зрелище,
Освобождение,
Творение.
Перехожу к комментариям формулы игры.
Символическая формула со списком ключевых слов, относящихся к игре.
Первые два (состязание и зрелище) навеяны «Человеком играющим» Хейзинги.
Естественно, я согласен с классиком. Большинство наблюдаемых мною игр построены исключительно на этих двух элементах.
А вот, что касается меня и моей игры, то они для меня вторичны. (Хотя допускаю, что в силу моих психологических особенностей, они внешне замаскированы, а внутри горят чудовищным пламенем.)
Главным элементом формулы игры для меня является «освобождение». Опять же допускаю, что в силу моих психологических особенностей.
И всё-таки, без освобождения игра рассыпается. Освобождение - необходимое условие игры.
Можно уточнять и конкретизировать, что же такое это «освобождение», но оно должно быть.
Если же его нет, то это уже не совсем игра, а какое-то смешанное мероприятие с элементами игры, например, состязания, зрелища.
Но всё это мои субъектные предпочтения в попытках построить «благородную» игру.
Если же вы участвуете в какой-либо игре (например, методологической смд-игре) и чувствуете себя некомфортно (а порой и «жертвой»), знайте: никакая это не игра (для вас) и с вами «конкретно работают» (мысле-действуют).
Элемент «творение» выписался у меня в самый последний момент. И в этом есть своя логика.
Если освобождаться, то ради чего? Не ради же самого процесса освобождения?
- Ради «творения». Освобождаемся, чтобы творить. В игре.
P.S.
Взял у себя здесь:
http://savl-2009.livejournal.com/16771.html ,
http://savl-2009.livejournal.com/17117.html?thread=585437#t585437 .
P.P.S.
Сомневаюсь, что эти описания игры удовлетворят собеседников.
Есть барьер, без преодоления которого, саулические слова об игре не доходят.
Это внутреннее неприятие игры.
И внешние слова осыпаются, как листья золотой осенью.
Не будучи большим прогнозистом, могу предсказать, что детские хоббиты останутся, например, при таком мнении: «Предлагаю мое решение.
По мне, взрослые игры - это продолжение детских игр (в хорошем смысле слова), и эта верность своему детству - для меня - не только "хорошо", это, может быть и необходимо. Поэтому и результат взрослых игр - опять же развитие…»
P.P.P.S.
Но поскольку Савл не детский хоббит, то он продолжает искать игру.
Невзирая на «предлагаемые решения».