105. К определению игры.

Nov 10, 2013 13:57

Вообще-то я ищу игру, а не её определение.
Определение отдаёт сциентизмом, который недопустим в саулической игре.
Но поскольку собеседники, как правило, сциентисты, даже не имея никакого отношения к науке, то я приведу три определения-описания игры.

Первое.
Игра - вид деятельности, характеризующийся признаками:
1) Свободная деятельность;
2) Выход из рамок реальной жизни;
3) Наличие специфических рамок пространства и времени;
4) Эмоциональное и волевое напряжение;
5) Наличие правил;
6) Обособленность и таинственность;
7) Наличие явления «заигрывания», «плена», игры, азарта;
8) Добровольное объединение людей в ассоциации, команды.

Это описание-определение я взял у Новиковых из их «Методологии». А они - у Хейзинги из «Человека играющего». Я говорю об этом, чтобы указать на корни моих размышлений и отдать должное тем, у кого я позаимствовал первоначальные идеи.
Щедровицкого здесь нет, хотя хронологически он появился в моей жизни раньше. А Анисимов ещё раньше.
Хочу отметить влияние на меня отца и сына Новиковых, зафиксировавших игровой вид деятельности. (Хотя описание методологии игровой деятельности им не удалось из-за сциентизма и школизма.)

Второе.
Игра - вид деятельности, которым занимается человек в свободное от учебы и труда время: игра происходит по установленным человеком правилам, выходящим за рамки реальной жизни; игра направлена на удовлетворение игровой потребности человека.

Третье.
Формула игры =
Состязание,
Зрелище,
Освобождение,
Творение.

Перехожу к комментариям формулы игры.
Символическая формула со списком ключевых слов, относящихся к игре.

Первые два (состязание и зрелище) навеяны «Человеком играющим» Хейзинги.
Естественно, я согласен с классиком. Большинство наблюдаемых мною игр построены исключительно на этих двух элементах.
А вот, что касается меня и моей игры, то они для меня вторичны. (Хотя допускаю, что в силу моих психологических особенностей, они внешне замаскированы, а внутри горят чудовищным пламенем.)

Главным элементом формулы игры для меня является «освобождение». Опять же допускаю, что в силу моих психологических особенностей.
И всё-таки, без освобождения игра рассыпается. Освобождение - необходимое условие игры.

Можно уточнять и конкретизировать, что же такое это «освобождение», но оно должно быть.
Если же его нет, то это уже не совсем игра, а какое-то смешанное мероприятие с элементами игры, например, состязания, зрелища.
Но всё это мои субъектные предпочтения в попытках построить «благородную» игру.
Если же вы участвуете в какой-либо игре (например, методологической смд-игре) и чувствуете себя некомфортно (а порой и «жертвой»), знайте: никакая это не игра (для вас) и с вами «конкретно работают» (мысле-действуют).

Элемент «творение» выписался у меня в самый последний момент. И в этом есть своя логика.
Если освобождаться, то ради чего? Не ради же самого процесса освобождения?
- Ради «творения». Освобождаемся, чтобы творить. В игре.

P.S.
Взял у себя здесь:
http://savl-2009.livejournal.com/16771.html ,
http://savl-2009.livejournal.com/17117.html?thread=585437#t585437 .

P.P.S.
Сомневаюсь, что эти описания игры удовлетворят собеседников.
Есть барьер, без преодоления которого, саулические слова об игре не доходят.
Это внутреннее неприятие игры.
И внешние слова осыпаются, как листья золотой осенью.

Не будучи большим прогнозистом, могу предсказать, что детские хоббиты останутся, например, при таком мнении: «Предлагаю мое решение.
По мне, взрослые игры - это продолжение детских игр (в хорошем смысле слова), и эта верность своему детству - для меня - не только "хорошо", это, может быть и необходимо. Поэтому и результат взрослых игр - опять же развитие…»

P.P.P.S.
Но поскольку Савл не детский хоббит, то он продолжает искать игру.
Невзирая на «предлагаемые решения».

офиСианты, формулы, Хейзинга, саулическая игра, маски, Новиковы, хоббитская атака, игра, Щедровицкий, ПОСТМОДЕРН, Свобода, сциентизм, шахматы, виды деятельности

Previous post Next post
Up