94. Игровые идеи. Часть 2.

Jul 11, 2013 16:27

Приближается перенасыщение игровыми элементами.
Тут и игровые идеи, и игровые формулы.
Уже самому хочется поиграть на злободневные темы:
«летучий университет»,
«технологии мышления»,
«есть ли рефлексия на Марсе? А у сэ-мэ-дэ-шников?»
И другие темы, на которых можно было бы опробовать игровые элементы, и сделать шаг к игровым практикам и техникам.

Но всё-таки продолжу перебирать игровые идеи.

ОСВОБОЖДЕНИЕ.
Периодически задумываюсь о фундаментальной идее саулической игры.

Так, у Щедровицкого фундаментальной идеей была идея деятельности.
Богатая идея.
И Щедровицкий максимально её использовал. Там, где надо, и там, где не надо.

У Савла фундаментальная идея освобождения. То есть игровая идея сама по себе, поскольку свобода - основной фактор игры.
От чего освобождения?
От предметов, предметной деятельности, в первую очередь.
Или с использованием «измов».
Освобождение от сциентизма, философизма, школизма, эстетства, сектантства.
Особенно, освобождения от сциентизма, когда научными требованиями закрепощены далёкие от науки люди.

Обратный (нехороший) процесс - ЗАКРЕПОЩЕНИЕ.
Так, самые различные смд-тусовщики закрепощены сектантством (секта имени Щедровицкого).

ОСОБОЕ (ОРИГИНАЛЬНОЕ).
Читая Щедровицкого, часто встречаю указание на особость (подходов, средств).
Да и сама СМД-методология представляется сторонниками особой.

Где-то у Болдачева тоже прозвучало, что он не просто мыслит своё мышление, но делает это оригинально.

Особость (оригинальность) - это тоже игровой фактор.
Причём зачастую первостепенный фактор.
То есть получилось особо (оригинально) не потому, что так сложилось, а потому что ставилась цель достичь особого.

МЕТАФОРА.
Язык игры метафоричен, то есть, переносен, неточный, неопределённый.
Наверное, потому, что игра до-понятийна, до-предметна.

В игре не может быть понятий. А могут быть лишь слова-метафоры.
Даже когда игроки забредают на предметные околицы (философия, наука), и то они заимствуют не понятия и категории, а метафоры.

Когда встречаю у отца и сына Щедровицких нагромождение заимствованных на предметных околицах слов, то воспринимаю их как грохотание пустых бочек среди словесной шелухи.

Так, что, нельзя использовать метафоры?
Можно, но легко и красиво.
А громоздкие, пустые и уродливые дискредитируют игрока.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Фундаментальная идея в игре Щедровицкого.
Но сомневаюсь, что за все свои 50 лет жизни и деятельности Щедровицкий имел в виду общественно-историческую деятельность конкретных людей, а не симулякр в виде знака-схемы-принципа. (Симулякр - копия того, чего нет. - постмодернистское.)

Фундаментальным противоречием в фундаментальной идее деятельности у Щедровицкого было то, что в целенаправленной активности человека (деятельности) сам человек был материалом.

ОБСУЖДЕНИЕ.
Когда деятельность прерывается, начинается бездеятельность.
Во время бездеятельности возможно обсуждение своей (или чужой) деятельности (прошлой, настоящей, будущей).

Качественное обсуждение полезно для деятелей (и деятельности).
Простой пересказ деятельности - плохое обсуждение. Можно позволить начинающему или слабому. Но не более.

У обсуждения должен быть язык, связанный с деятельностью, но другой, отличающийся.

Противопоставляю обсуждение рефлексии.
Рефлексия - слово-паразит у смд-шников.

О.С.Анисимов чрезвычайно усложнил понимание рефлексии. Так она у него включает этапы: исследования, критики (старого), проектирования (нормирования) нового (!)

Из-за того, что смд-шники неспособны на рефлексию своей игровой позиции, не воспринимаю «рефлексию» в их опусах. И, кажется, справедливо.

ДЕФОРМАЦИЯ.
В игре всё деформировано.
Деформировано «культурное расстояние».
При уменьшении - стают видны пустоты, которые «культурно не предусмотрены».
На каких-то сторонах внимание фокусируется - запускается абсолютизация, другие - игнорируются.
Самая главная деформация: внутри - вне игры.

ЗАМЕЩЕНИЕ (ПОДМЕНА).
Щедровицкий замещал (подменял) мышление деятельностью.
А деятельность - мышлением.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ.
Щедровицкий отождествлял мышление и деятельность.
МД (мыследеятельность) - это цирковой трюк по отождествлению мышления и деятельности.
Завершение - схема-принцип МД.

ОПУСТОШЕНИЕ.
Переход к знаку, путём отбрасывания обозначаемого.

P.S.
И, наверное, пока достаточно.

деятельность, Болдачев, игра в идеи, мышление, рефлексия, Анисимов, Щедровицкий, СМД-тусовка

Previous post Next post
Up