May 13, 2011 19:19
Вообще-то рефлексия в играх занимает центральное место.
Игра стоит на рефлексии.
Когда-то Станислав допытывался у меня (вполне сциентистски): на чём основаны мои утверждения? Я отвечал, что на игре, на моей игре. Дальше я пытался привести пример Щедровицкого, у которого не спрашивали, на чём основаны его схемы, схемы-принципы.
Так вот, игровые утверждения - словесные или схематические - в первую очередь являются аксиомами и правилами игры. А рождаются аксиомы и правила в процессе рефлексии себя и других. Это и есть обоснование и оправдание игры, возведённой на рефлексии.
Наверное, больше всего внимания рефлексии уделил Олег Сергеевич Анисимов (классик, методологический игрок, Московский методолого-педагогический кружок). Он выделял в рефлексии - исследование, критику, проектирование (нормирование). Если у кого-то хватит терпения просмотреть многочисленные труды классика, то он там обнаружит массу схем с «морковками» (деятелями) и исходящим из головок «морковок» секторов-рефлексий.
Меня же больше интересует в рефлексии и взгляд назад (на прошлую деятельность и жизне-деятельность), и в сторону (других), и вперёд (до какой жизни мы так дойдём?).
Для меня особенно важен в рефлексии взгляд со стороны на себя и других. Это и позволяет рефлексивная позиция.
Находясь в рефлексивной позиции, вы вытаскиваете себя из предмета. И как бы смотрите на себя и свою предметную деятельность отстранённо, под новым углом. Да и язык в рефлексии у вас ломается, а предметный язык уже не подходит.
Само слово «рефлексия» мне не очень нравится. Его так же затаскали, как и «система».
В своих текстах я пытаюсь его заменить на размышление, наблюдение, анализ, крити-Кант-ство и др.
Из самонаблюдений пришёл к выводу, что рефлексия не всегда полезна.
Так, когда я рефлектирую, то моя деятельность сводится к минимуму (допустимому и приличному в обществе).
Когда же я деятелен, то у меня просто нет ни времени, ни желания рефлектировать.
Поскольку я игриво считаю, что мы все очень одинаковы, то могу предположить, что у других с рефлексией то же.
Думаю, что представляют интерес два крайних случая.
Первый: «деятель», когда человек постоянно находится в деятельности, в предмете, почти не рефлектируя. Даже сам разговор о какой-то рефлексии будет для него непонятен.
Второй: «рефлексун», когда человек постоянно рефлектирует нечто чужое (деятельность? мышление?). Поскольку своей деятельности нет, то рефлексия деятельности и мышления других выглядят трагикомично. Трагично для бездеятельного «рефлексуна», и комично для других, им рефлектируемых.
Как ни странно, но оба эти случаи очень даже распространены.
Ну что, «рефлексуны», вперёд!
Само-про-рефлексируйся!
И тебе станет легко и приятно.
философия,
рефлексия,
фрейдизм,
методологические игры,
марксизм,
Калашников,
психология,
блоХеры,
"игровой бульон",
игра,
Щедровицкий,
Анисимов,
ПОСТМОДЕРН,
Чехов,
игровой подход,
системный подход,
Запредметность,
само-Рефлексия