предлагаю тему: РАЗВИТИЕ

Mar 19, 2011 00:46

РАЗВИТИЕ ( - не стареет, не затрепывается, как сама жизнь!)

Предлагаю в качестве темы совместного обсуждения явление и категорию РАЗВИТИЯ.

Мне она нравится, во-первых, своей универсальностью, и, во-вторых, своей "вечной актуальностью", потребностным наполнением. Например, для меня РАЗВИТИЕ - это бесконечный процесс, необходимый, счастливый, и как ( Read more... )

культура, Болдачев, игра, Щедровицкий, развитие, "методологическая кухня", идея-фикс, методологические игры, "бритва Оккама", психология

Leave a comment

hugan March 26 2011, 06:43:16 UTC
мне подмалось (кстати, весьма в духе идеи темпоральности): исход всякой игры закономерно предопределен ее сущностью - т. е. атрибутом длящейся игры, явления в целом, а не какого-то ее временного момента. Если игра несамодостаточна изначально, она будет развиваться вовне и "из нее будет выход", или, что то же самое, у нее будет внешний продукт. Применимый (ценный) вне игры.

предполагаю, что с течением времени эта сущность - не меняется (иначе это была бы переродившееся, новое явление - и, может быть, даже и не игра).

Думаю, ориентаця на внешний продукт заложена в изначальных целях, в мотивации к игре.

и вот тут можно взглянуть на идею темпоральности таким образом, чтобы примирить ее с классическими представлениями о причине:

(предвижу трудности с принципом дилетантизма, но попробую. все-таки, это не научная теория, а нечто философское, связанное с мировоззрением)

1. кроме нашей репрезентации, у нас нет иных средств взаимодействия с внешним миром.

2. единицей репрезентации является процесс: всякий опыт (навык, привычка, ожидание) - это прогноз. (биологический смысл репрезентации - упреждающая адаптация, предвидение: "принцип активности" в психологии)

3. Таким образом, всякая единица реальности, репрезентируемая нами сейчас, для нас предстает ПО СУТИ с ее прошлым и будущим. Она только и имеет значение (и вызвана к жизни) - как попытка моментальноого (упреждающего) отражения процесса, как средство заглянуть таким образом вперед. Мелодия - единая сущность, но она не может быть взята "в мгновенном значении". Она репрезентируется "как бы сразу вся" в том смысле, что "мгновенное" состояние ее репрезентаци - это набор более или менее детальных и долгосрочных ожиданий относительно будущего.

4. Абсолютная длительность процесса не имеет значения. Акты, разнесенные на годы, могут составлять единую сущность, быть явлениями одного "темпорального кристалла", проще говоря - актуализировать (и менять) единый репрезентируемый контекст. Время модели останавливается с приостановкой выполнения модели только для внешнего пользователя модели, НО НЕ ДЛЯ РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫХ В НЕЙ ОБЪЕКТОВ-ПРОЦЕССОВ. Забывая, дектуализируя репрезентацию того или иного процесса-явления, мы приостанавливаем выполнение модели в целом, но не можем разрушить ее "внтренний мир". Например, определенная ветка общения в ЖЖ - единый процесс (единая сущность), внутри себя - непрерывнй, но с наружи - дискретный.

5. Поскольку потребности составляют сущностную часть, (критерий полезности и условие протекания) инф. процессов (репрезентаций) в психике (тот же принцип активности), их удовлетворение - это внешний результат (и "цель и опреадение") этих процессов, а единство мотивации - необходимый (но недостаточный) признак единства сущности. Поэтому-то я и говорю: внешний культурный результат игры предопределен ее сущностью, особенно - ее изначальной мотивацией.

6. Таким бразом, идея темпоральности, хотя не похожа на классическую гносеологию, но хорошо ложится в "психологическую эпистемологию (как это называл Пиаже)", понятна в контексте представлений о том, как (И ЗАЧЕМ) устроена и работает психика.

И вот: если "не харизматик", если изначально в потребностях - воспроизводство, "посев вовне", запуск нового, общего с другими, соединене своего с чужим для получения внешнего третьего - то РАЗВИТИЕ БУДЕТ, и это развитие будет иметь ценность извне, будет, так сказать, объективным, оценимым друими, общеполезным. Иначе - та самая "игра без конца внутри игры"

PS

что за чертовщина! с чего бы ни начал, выхожу на одно и то же. и опять те же билогические коннотации (восроизводство, преодоление смерти и пр. - самому надоело), и появляются уже сами, непреднамеренно... Надо разрушать собственный идеологческий панцирь. не успел выразить и закрепить - как надо разрушать. РАДИ РАЗВИТИЯ.

Reply

«Культ-движок» по телеологии savl_2009 March 26 2011, 14:17:45 UTC

«Темпоральность» Болдачева - это такая же пустышка, как и его «сингулярность», «обратная логика».
По всей видимости, Болдачев имел в виду философскую «телеологию».

ТЕЛЕОЛОГИЯ
(греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как ‘необходимую’ для объяснения и ‘самую лучшую’ (см. критику Платоном в ‘Федоне’ Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, ‘объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще’). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции…
(Конец цитаты.)
Полностью здесь: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/526/%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF .

P.S.
Игра в чужих предметных областях чревата. - Савл.

Reply

Re: «Культ-движок» по телеологии hugan March 27 2011, 06:58:40 UTC
кстати, тоже интересная тема в контексте развития. По-моему, современный эволюционизм (как теория развития) исключительно инетересен именно как решение проблемы согласования обычной и телеологической причинности: выходит, что развитие идет детерминировано, но в направлении целесообразного "как если бы" оно "тянулось" к цели.

Поплавок в воде всплывает не "потому", что "тянется вверх", а потому, что более тяжелая вода всюду подтекает под него вниз. но ведет он себя В ТОЧНОСТИ ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ он тянулся вверх.

Reply

Re: «Культ-движок» по телеологии v_ersilov April 1 2011, 12:24:18 UTC
___ "... современный эволюционизм... как теория развития..."
Вы уж определитесь с терминами.
Для чего Вам "развитие", если можно обойтись (и Вы далее вполне обходитесь) "эволюцией"?
.

Reply

Re: «Культ-движок» по телеологии hugan April 1 2011, 20:23:34 UTC
ну, я имел в виду т. н. системную теорию эволюции - развитие и обобщение общепринятой синтетической теорией эволюции - синтеза собственно эволюционного учения, генетики и экологии. Системная теория эволюции обобщает синтетическую с учетом синергетики (т. е. предсавляет собой парадигматичесчкий скачок): описанные в Синтетической движущие силы эволюции входят в Системную как узко частный случай. В Системной теории предметом эволюции становятся, в частности, сами конкретные движущие силы эволюции, конкретные формы ее реализации (т. е. ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ САМА ЭВОЛЮЦИЯ! - субстрат может быть различным).

В качестве достаточно общей, парадигмообразующей, Системная, фактически, предстает как теория, описывающая сущность и механизм развития вообще, абстрактно от предмета развития.

Reply

Re: «Культ-движок» по телеологии v_ersilov April 2 2011, 06:56:58 UTC
За 150 лет добавления и модификации не превратили эволюция во что-то иное. И в дальнейшем не превратят.
http://galkovsky.livejournal.com/2010/05/10/ ("цена" некоторых добавок).
Далее невнятных марксовых "живых сил материи" Вы не продвинетесь, если будете продолжать "прикладывать" к живой жизни сугубо логические "изобретения" типа бородатых "законов диалектики".
.

Reply

Дремучий блоХер и его фанаты savl_2009 April 2 2011, 08:15:12 UTC

Юрий, то что Вы фанат теории рекапитуляции и в чём-то сциентист, - это вполне допустимо.
Но быть фанатом блоХера Галковского, пизд…болящего по советской тематике, - это унизительно для развивателя, максималиста, разумника зрелого.
Кстати, в Вашей ссылке Галковский вдруг неожиданно припомнил, что он по специальности философ. Наверное хотел набить цену своему пизд…больству. Не очень-то получилось.
Он такой же философ, как его фанаты космонавты.

В своё время Зиновьев уничижительно отзывался о свите Щедровицкого.
Эти слова можно было бы употребить и для фанатов блоХера.
Но там хоть был мыслитель.
А Галковский - обыкновенная базарная баба.
А его фанаты - жалкое зрелище вообще.

P.S.
Что Вы имеете против бороды и всего, связанного с ней? - Евграфыч.

Reply

Re: Дремучий блоХер и его фанаты v_ersilov April 2 2011, 10:50:24 UTC
В Вас продолжают кипеть эмоции.
Успокойтесь. Берегите себя.

О Галковском Вы повторяетесь:
http://savl-2009.livejournal.com/12147.html?thread=186483#t186483.
Посоветуете что-нибудь более актуальное "по советской тематике":
http://galkovsky.livejournal.com/187647.html.
.

Reply

Не читайте перед обедом Галковского savl_2009 April 4 2011, 08:09:14 UTC

- Я Вас умоляю: не читайте перед обедом Галковского.
- Но ведь другие неинтересны?!
- Вот никаких и не читайте!

P.S.
Эмоции кипят. Согласен.
Но хочется уберечь хотя бы одну заблудшую овечку, кроме себя, любимого.

Reply

Re: Не читайте перед обедом Галковского v_ersilov April 7 2011, 18:21:19 UTC
Спасибо за заботу!

Reply

Тоскую по человеческому языку savl_2009 March 26 2011, 14:31:29 UTC

Почему мы все так любим говорить «абстрактным» (как нам кажется) языком?
Чем плох наш естественный (человеческий, великий и могучий) язык?
Наши простые человеческие мысли умирают в завалах заимствованных слов из философии (в первую очередь!) и огромного пучка научных дисциплин.
Вместо мысли мы предъявляем друг другу безобразную, зловонную и дребезжащую кучу заимствований.
Ради чего?

Тоскую по человеческому языку.

Reply

Прикрываемся savl_2009 March 27 2011, 04:36:11 UTC

Мы говорим «абстрактно» и заимствуем «чужие» слова, чтобы прикрыть печальный факт отсутствия собственной мысли.

P.S.
Мышление-то у нас есть, чтобы там не говорили «враги рода человеческого».
Только оно у нас хитроумное, кривое, «приевреенное».

Reply

"прорвало". Нет, " ""прорвало"" " hugan March 27 2011, 06:45:54 UTC
А СТРАШО ЖЕ МЫСЛИТЬ!

А тем более - высказывать. "Вот щас как осмелею и выскажусь": что прорвется в этом случае? Скорее всего - нечто культурно неприемлемое: агрессия, острое недовольство. И скорее всего - мимо цели, генерализованно и неточно, забрызгивая непричастных мирных жителей. То самое "читаешь и ругаешься".

И то же самое - с мыслью, с мышлением, с ПРИЗНАНИЕМ этих неприемлемых вещей.

Вот хотя бы свежий пример с солипсизмом (вспоминаю, как сам ставил себе эти вопросы, и отчаивался по поводу недоказуемости - и происходило это, конечно же, не на ровном месте, а на пике пубертатного возраста...).

Ну чего бы мне беспокоиться о реальности окружающего мира - как не из иррационального недоверия к нему? Не хватает доверия, а доверять хочется, НУЖНО: так не проще ли отказать в доверии, поизнать пустышкой, обесценить, уйти, уничтожить?

но разве признаешь за собой такие импульсы? Но в том-то и штука, что от этого они НИКУДА НЕ ДЕВАЮТСЯ, и, более того, именно в момент, когда я отказываю им в существовании, я теряю к ним доступ и на них влияние!

И тогда остается только строить над всем этим саркофаг из разных "несовершенных компромиссов между вытесненным и вытесняющим" - например, интеллектуализировать (кто о чем, а я все о Фрейде...)

Мне кажется, половина гуманитаристики - туманна именно "со страху".

Да, я уже как-то высказывался в этом смысле: гуманитаристика - авангард, отряд эвристического поиска. В ней ближе всего и к темным, страшным глубинным силам. И она вынуждена защищаться. И это необходимо и хорошо. Маски, кавычки, цитаты и "как сказал бы...", постмодерн в целом.

Но самое для меня интересное происходит, когда защиты не костенеют, а наоборот, когда кто-то отваживается под них заглянуть, защитившись более гибко, понимая более точно. Развитие - как повышение специфичности защит.

Да, заговорить на человеческом языке. Ближе к живому, к организму, к реальным потребностям и условиям.

Но и страшно, ответственно, нешуточно - прикасаться к живому. Культура (на каком-то этапе) укрывает тело.

Reply

Савл как защитник культуры savl_2009 March 27 2011, 16:13:22 UTC

Я не против интеллектуальных игр.
Наоборот. Я даже пытаюсь их «легитимизировать».

Но в любой интеллектуальной игре наступает момент, когда она начинает источать яд в больших количествах.
В количествах, опасных для окружающих, для культуры.
В начале она тоже производит яд, но полезный для «тела» культуры. Этот яд способствует развитию, движению культуры.

Так «игра» Щедровицкого в «умелых» руках учеников и последователей источает яд.
Насущная задача - ассимилировать «игру» в культуру. Включить, наконец-то, в «здоровое тело» культуры. А то так и торчит ядовитый отрезок трубы с надписью «СэМэДэМэ».
А должно быть в разделе «Методологии»: игровой подход, «методологическая игра Щедровицкого» в форме кружка и ОДИ. И всё! И никакой мистики, никаких ужимок и таинственных сект!

«Игра» Болдачева уже находится в своей «ядовитой» фазе.
И при всём моём уважении к Болдачеву, я буду не только оппонировать его игре, но и активно «разрушать» публичными средствами.

P.S.
Культура - это наше ВСЁ: цель, смысл, предназначение, оправдание.
Поэтому и надо «переигрывать» «нехороших людей», которые уж очень активно расколупывают её «пустоты».
И чем причиняют мне и моральные и физические страдания.

Reply

Вопрос - ответ savl_2009 March 27 2011, 20:40:53 UTC

- А касается ли сия "теория" о ядовитости игр Вашей игры, СаУл?
- Да, касается. Но пока я "защищаю" культуру, я безопасен для окружающих. Культура вытянет и спасёт и более хилого хиляка, чем я. Ситуация под контролем.

Reply

Явление Природы hugan March 28 2011, 05:45:03 UTC
услышав такие речи, немедленно проспается и прибегает Хуган. За левым плечем у него твердолобый сциентист-дарвинист, за правым - Чеховский человек с молоточком. Сциентист, хотя вид имеет довольный, поспешно и с опечатками говорит так:
"
зачем, зачем защищать культуру ( == мудрую эволюцию)! МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ НИКОГДА НИ НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ!! Культура - сама - страшная сила!!!
"

Человек с молоточком смущенно молчит и думает:
"
А кто-то, наверно, все-таки должен позабититься о каждом частном случае. Вот, например, возникла же в ходе развития медицина - да, как ароморфоз, полезное приспособление, - но это когда смотришь сверху. А для каждого отдельного врача (земского) это - индивидуальный выбор. И руками таких индивидуально выбирающих все и делается.
"

В пространстве между ними, т. е. как раз примерно в голове у Хугана, продолжает созревать некая средневзвешенная позиция...

PS
Предвижу возражения, что медицина, якобы, работает против "естественного отбора", и ее нельзя считать эволюционным приспособлением. Но, во-первых, в системной теории эволюции уже ясно, что негативные и конструктивные процессы - не против друг друга, а заодно, действуют с разных сторон; и, во-вторых, сциентист-дарвинист, если его прижучит, и сам побежит к врачам с большой скоростью.

Вот, вызревает-таки понемногу синтетическое решение: негативные и конструктивные действия - действуют в одном направлении. Может, и сейчас обнаружится, что и сущностного различия между ними нет? Создавать, ОТТАЛКИВАЯСЬ от несовершенного и заглядывая в пустоту - и создавать, СТРЕМЯСЬ к чему-то еще неизвестному.. - похоже, похоже. Но что конкретно общего, в каких, более общих, терминах, надо переописать, чтобы формулировки СОВПАЛИ? (это уже вывалился кусок моей индивидуальной игры...)

Reply


Leave a comment

Up