Новое - Развитие - Свобода

Oct 01, 2010 12:21


Последняя игра «о разном, в т.ч. беспредметности» переполнилась: 2 экрана и 50 сообщений. Понятно, что доиграть о разном до конца затруднительно.
Открываемая игра является и продолжением «о разном» и «коллективной игрой» на большую общую тему: Новое (мышление) - Развитие (от подростка к зрелому)- Свобода (игра в Запредметности).
Поскольку и «Новому ( ( Read more... )

Пятигорский, кино, дискуссия, Щедровицкий, ПОСТМОДЕРН, "культурный варвар", методологические игры, смд-шники, Запредметность, системный подход

Leave a comment

Обсессивный дискурс. Руднев rudoff_demitriy October 1 2010, 15:50:12 UTC
Обсессивный дискурс I. Юрий Олеша

Рассмотрим особенности обсессивного дискурса на материале романа Юрия Олеши “Зависть”. В двух эпизодах этого текста, первый из которых (начало романа) вводит главного героя Андрея Бабичева глазами его приживала Кавалерова, имеет место то, что можно назвать обсессивной проекцией. Бабичев глазами Кавалерова дается как гений числа, “управитель” нового мира, его “главный бухгалтер”. Соответственно первые 15-20 страниц романа, с самого начала и до изобретения Бабичевым новой колбасы, переполнены числами:

В нем весу шесть пудов; Он спустился вниз (на углу магазин) и притащил целую кучу: двести пятьдесят граммов ветчины ... четыре яблока, десяток яиц и мармелад “Персидский горошек”; Растет его детище “Четвертак” - будет дом-гигант, величайшая столовая, величайшая кухня. Обед из двух блюд будет стоить четвертак. ... Тысячу кухонь можно считать покоренными. Кустарничанью, восьмушкам, бутылочкам он положит конец; Он, как факир, пребывает в десяти местах одновременно; Товарищу Проскудину! Обертки конфет (12 образцов) сделайте соответственно покупателю; Товарищу Фоминскому! прикажите, чтоб в каждую тарелку первого (и 50- и 70-копеечного обеда) клали кусок мяса; В девять часов утра он приехал с картонажной фабрики. Приема ждало восемь человек; В четыре двадцать он уехал на заседание в Высший Совет Народного Хозяйства; Слушайте, Кавалеров! Мне будут звонить из Хлебопродукта. Пусть позвонят два-семьдесят три-ноль пять, добавочный шестьдесят два; две недели тому назад он подобрал меня, пьяного, у порога пивной; Десять лет он живет со мной; Ему восемнадцать лет, он известный футболист; Он спас меня десять лет тому назад от расправы; Мне двадцать семь лет; О, не беспокойся, всего четвертак (слова проститутки, обращенные к Кавалерову в его сне. - В. Р.); раз десять в вечер его вызывают; Семьдесят процентов телятины! Большая победа... Нет. не полтинник, чудак вы... Полтинник! Хо-хо! По тридцать пять (это о дешевизне новой колбасы. - В. Р.); Шапиро, меланхолический старый еврей, с носом, похожим в профиль на цифру шесть; Тридцать пять копеек такая колбаса - вы знаете, это даже невероятно.

Смысл нагромождения чисел двоякий. С одной стороны, он знаменует мегаломанические проекты хозяина мира Андрея Бабичева, понятые через обсессивную завесу сознания автора, который занимает амбивалентную позицию. С другой стороны, число оборачивается своей негативной стороной, показывая несостоятельность (в том числе, и сексуальную) Кавалерова. Так, огромная столовая будущего (“Четвертак”), где любой обед стоит четвертак, во сне Кавалерова оборачивается мизерной суммой, которую ему предлагает проститутка. Сексуальный подтекст здесь не случаен, поскольку колбаса помимо всего прочего символизирует, конечно, и сексуальную мощь Андрея Бабичева. Ср.:

Reply


Leave a comment

Up