Игривые хроники. 4-12.

Apr 13, 2012 15:50



Продолжаю игривые хроники.
Прохожусь по присутственным местам.

Сообщество «СМД-методология в Живом Журнале» (http://methodology-ru.livejournal.com/ ).

Стоит. Глухо стоит.

СМД-Фейсбук - http://www.facebook.com/groups/116519368435663/.

В СМД-Фейсбуке продолжается градостроительная лихорадка.
Игроки строят Москву! Ни много, ни мало, а именно Москву.
Не ( Read more... )

"Философский штурм", ОДИ, Мацкевич, софистика, Свобода, игривые хроники, "наше ВСЁ", Анти-Болдачев, Минский семинар, игра, Щедровицкий, развитие, ПОСТМОДЕРН, "культурный варвар", смд-шники, хроники, сциентизм, СМД-Фейсбук

Leave a comment

Re: «Игра на развитие» и «своя игра». v_ersilov May 14 2012, 11:52:36 UTC
СМДешники свою игру сыграли: глобальные претензии - открывшиеся перестроечные возможности - взлёт - несостоятельность - «шмяк аб стену». (Две гипотезы. 1 - ранний уход ГП именно из-за понимания проигрыша. 2 - политическое изничтожение СМДешников через отставку Киреенко и списание на него дефолта-1998). СМДМ - самый яркий «шмяк рационализма».

___ «У меня игра {=} свободная деятельность»
• Такое никак физически невозможно.
Подросток обретает свои степени свободы через вытеснение (замену, отмену) инстинктивных моделей действия ребёнка (мемов) осознаваемыми поведенческими нормами. Взрослость связана с ограничением пространства жёсткой «мемо-нормативной» регуляции с помощью более гибких принципов (ценностей). Принципы же на поверку оказываются «костыликами», поддерживающими мировоззрение. Известно, что принципами-костыликами развитие не заканчивается. Но это особый разговор.

Т.о. инструменты управления деятельностью нам предоставляет социум. И в этом смысле «нельзя жить в обществе и быть независимым от него». Однако подросток свободно выбирает поведенческую норму, а взрослый самостоятельно выстраивает с помощью «костыликов» свою картину мира. В этом смысле их деятельность свободна безо всякой игры. Предлагаю формулу: современный человек привязан к социуму указанными зависимостями, однако принципиальных ограничений на освобождение от них нет.

Конечно, можно говорить о свободной деятельности, «только где её взять»?
Я отчётливо вижу «игру на освобождение от зависимостей» (она же игра на развитие).
Когда Вы пишите, что «игра направлена на развитие (но не только)», я торможу. Расшифровывайте!
Правда Вы «пока не раскрыл всю глубину и мощь игрового подхода». Может, это и есть «не только»?
.

Reply

«игра направлена на развитие (но не только)». savl_2009 May 14 2012, 14:57:11 UTC

2) Игра направлена на ориентацию человека вне предмета его основной деятельности, то есть в Запредметности.
3) Игра направлена на тренировку ума играющего.
4) Игра направлена на самоопределение человека в Мире.
5) Игра направлена на самостояние человека в Мире (=противостояние внешним манипуляционным играм).
6) (но не только).

P.S.
Я же чувствую, что пока не раскрыл всю глубину и мощь игрового подхода.

Reply

Re: «игра направлена на развитие (но не только)». v_ersilov May 14 2012, 18:31:39 UTC
Такого рода перечень, естественно, принимается.
Однако эти игры -- частности игры на развитие (на освобождение).

Нейтральна, вроде бы, развлекательная игра.
Но и этот игровой фрагмент мы склонны оценивать с колокольни развития: способствует ли "развлекуха" развитию, или "тупит".
.

Reply

Что фундаментальнее: игра или развитие? savl_2009 May 15 2012, 03:34:45 UTC

Юрий, я, естественно, принимаю (и давно!) Вашу заточенность на РАЗВИТИЕ.

В моей же игре (линии, которую я гну) это понятие не из первого десятка. То есть в своих играх я вполне без него обхожусь.
Скажу больше. По моей игривой реконструкции нынешней постмодерновой жизни на повестке стоит вопрос о деградации «перезрелого» человечества, а не о развитии «подросткового» человечества.

Но не устаю повторять, что есть нечто объединяющее нас: озабоченность судьбой (выживанием) человечества.

Та деятельность (в Интернете), где обдумываются такие судьбоносные вопросы (и не только судьбоносные), у меня называется игровой (=свободной).
Со всеми вытекающими последствиями. Игровыми, естественно.

Reply

фундаментален первородный грех v_ersilov May 15 2012, 10:37:32 UTC
По-светски-по-советски первородный грех -- это невежество.

Игра (взрослая) и развитие произрастают из одного корня -- разума.
Разум -- единственный враг невежества.

На вежество = знание = понимание ни у кого нет монополии. Ни у учёного, ни у педагога-практика, ни у художника, ни у философа, ни у попа, ни у игрока.

___ "По моей игривой реконструкции нынешней постмодерновой жизни на повестке стоит вопрос о деградации «перезрелого» человечества, а не о развитии «подросткового» человечества".
• Ох уж это или/или!
Верны обе части предложения, если взглянуть «поширше».
Перезрела западная (глобальная) модерновая цивилизация, устроенная весьма ограниченными «элитариями» с использованием самоутверждающихся подростков-потребителей. Деградации в новое варварство м.б. противопоставлен лишь осознанный (разумный) прорыв из подросткового тупика.
.

Reply

Зачем перечеркивать чужую линию? savl_2009 May 14 2012, 15:18:29 UTC

Получается что-то вроде дискуссии.
Савл:
«
У меня игра (свободная деятельность) связывается с развитием и личности, и общества.
Но я не думаю, что мы с вами вкладываем один и тот же смысл в эти слова. Особенно, в игру.
Но всё же интуитивно мы согласны, что игра направлена на развитие (но не только).
»

Юрий:
«
___ «У меня игра {=} свободная деятельность»
• Такое никак физически невозможно.
Подросток обретает свои степени свободы через вытеснение (замену, отмену) инстинктивных моделей действия ребёнка (мемов) осознаваемыми поведенческими нормами. Взрослость связана с ограничением пространства жёсткой «мемо-нормативной» регуляции с помощью более гибких принципов (ценностей).
»

Савл:
«
Давайте лучше продолжим нашу дискуссию.

Точнее две дискуссии. Но влияющие друг на друга. Поскольку мы же хоть и косвенно, с разных сторон, но обсуждаем общие темы.
Не буду излагать дискуссию с Вашей стороны. Это Вы сами неоднократно делали и будете делать. Я же не буду заниматься игровой реконструкцией в присутствии автора. При реконструкции я часто игриво перевираю, потому что игрок.

Что я этим хочу сказать?
В нашем общении прослеживаются две линии, относительно самостоятельные и неслиянные. Одну чертите Вы, другую - я.
Радует то, что направление линий где-то одинаковое. В каких то точках они даже соприкасаются, но тут же расходятся.
(Если же взять того же Болдачева, то мы с ним не только «перпендикулярно-противоположны», но и в разных плоскостях и пространствах, с общей (но антагонистической) проекцией на Интернет, игру и КУЛЬТУРУ.)

Продолжу.
В нашем общении мы чертим каждый свою линию. Дружественную (надеюсь!) линию.

А теперь я говорю, находясь на своей линии.
Я не согласен, когда игра непременно ассоциируется с ребёнком.
Я сам не доволен этим термином. Но так уже сложилось в культуре. Это термин (и главное понятие!) из тройки: игра - учеба -труд.
»
(Сказал, как чувствовал, немного выше: http://savl-2009.livejournal.com/15965.html?thread=456029#t456029 . Там же описал, как ПОСТМОДЕРН загнал всех в игру.)

P.S.
В нашем общении прослеживаются две линии, относительно самостоятельные и неслиянные. Одну чертите Вы, другую - я.
Радует то, что направление линий где-то одинаковое. В каких то точках они даже соприкасаются, но тут же расходятся. - Савл для Юрия.

Reply

Re: Зачем перечеркивать чужую линию? v_ersilov May 14 2012, 20:07:26 UTC
В первом приближении я принимаю: "игра = свободная деятельность".
Поскольку, однако, свобода действия игрока ограничена им самим (вольно или невольно), то определение необходимо скорректировать. Например, так: "игра = самая свободная деятельность" (самая свободная из возможных для игрока).

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).

Вряд ли я придерживаюсь какой-то линии. Скорее, придерживаюсь самого себя. Исхожу из того, что "Юрий как мыслящий тростник" -- аналог мира. Если удаётся взаимодействие с "другим мыслящим тростником" (как у нас с Вами) -- это мировое событие. (А вовсе не роскошь человечьего общения).

Reply

Есть такой вид деятельности – игровой! savl_2009 May 15 2012, 04:07:56 UTC

Юрий, Вы пишете:

В первом приближении я принимаю: "игра = свободная деятельность".
Поскольку, однако, свобода действия игрока ограничена им самим (вольно или невольно), то определение необходимо скорректировать. Например, так: "игра = самая свободная деятельность" (самая свободная из возможных для игрока).
(Конец цитаты.)

Принципиально с Вами не согласен!
Я пользуюсь следующей классификацией видов деятельности (по Новиковым, сайт «Методология», http://methodolog.ru/ ):
- Научный,
- Практический,
- Учебный,
- Художественный,
- Игровой,
- Философский,
- Религиозный.

Игровой вид деятельности - самостоятельный и полноправный вид деятельности.

Я часто пишу так: «игра (=свободная деятельность)».
Это моя игривая кодировка.
Есть игровой вид деятельности, а «свободная деятельность» - это самая важная для меня характеристика этой деятельности. То есть в игре для меня важна её свобода, а не детские или развлекательные игры (которые тоже есть, но меня не интересуют).

Reply

Re: Есть такой вид деятельности – игровой! v_ersilov May 15 2012, 11:35:00 UTC
___ "Есть игровой вид деятельности, а «свободная деятельность» - это самая важная для меня характеристика этой деятельности".
• По нынешним меркам в доисторические времена (детство-отрочество человечества) вся деятельность была детской игрой.
Исходно разум - некая минимальная способность осознанно контролировать свои действия и произвольно (свободно!) вмешиваться в них. Называть это минимальное умение самоуправляться «свободной игрой» или «разумным развитием» -- дело вкуса.

Дифференциация на разные разумные (свободные) виды деятельности и их влияние на нашу жизнь - главное содержание новой (начиная с осевого времени) истории.
.

Reply

«…там, где заканчиваются игры» savl_2009 May 15 2012, 04:50:00 UTC

Юрий, Вы пишете:

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).
(Конец цитаты.)

Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете.
Они постоянно воспроизводятся в интернет-среде.
А постмодерновая улица множит потенциальных игроков.

«игривый суррогат»!
Эко Вы хватили! От всей души припечатали.
Это у Вас сциентизм внутри бунтует. Как, мол, можно спуститься с сияющих научных высот в игровое болото?!
А ведь и в игровом болоте есть своя жизнь, и тоже познавательно-преобразовательная. Но болотная (игривая).

Сциентизм - это ведь не только утверждение абсолютной ценности и приоритета науки. У тех же ученых и примкнувших к ним философов.
Но и задание вненаучной публике абстрактных идеалов и идей-фикс в виде научной обоснованности и непогрешимости.
Сциентизм вненаучной публике противопоказан, поскольку он её не то, что закрепощает, а парализует. Представляете трагикомедию: высоконаучные идеалы и 100%-ная невозможность им следовать, их реализовать по причине вненаучного места жительства.
Отсюда мой лозунг: В игре (=свободной деятельности) надо калёным железом выжигать в себе сциентизм.

А что же нам останется после выжигания высоконаучных идеалов?
Свободная культурная игра.
А в чём «сухой остаток» игры?
Протоколы игры (сообщения, комментарии), ориентированные, натренированные, изменённые игроки.

P.S.
Савл против науки?
Савл за науку, но против высоконаучных идеалов у вненаучной публики.

Reply

Re: «…там, где заканчиваются игры» v_ersilov May 15 2012, 15:17:09 UTC
Сциентизм, думаю, вопрос, в котором мы менее всего расходимся.
БОльшую часть важных для меня утверждений "вучёные-профессионалы" "забодают".
Лишь некоторые я могу обосновывать как гипотезы.

Интуитивные суждения -- основа моих знаний.
Доверительные отношения с интуицией складываются «на ощупь» годами.
Игра ума почти не имеет отношения к интуиции.

Так что антисциентические стрелы -- мимо.
.

Reply

Так ли уж мимо? savl_2009 May 15 2012, 17:19:53 UTC

Юрий, вот эти Ваши слова:
БОльшую часть важных для меня утверждений "вучёные-профессионалы" "забодают".
Лишь некоторые я могу обосновывать как гипотезы…
Так что антисциентические стрелы -- мимо.
(Конец цитаты.)

Я воспринимаю как остатки (ностальгия) сциентизма.

Ученые каких предметных областей Вас «забодают»?
Почему Вы должны свои мысли «обосновывать как гипотезы»?

Ведь вопрос стоит по-другому.
Как окультурить и выразить общезначимо благородные мысли и порывы?
И при чём здесь наука?
Вы можете привести примеры благородных мыслей и порывов из науки?

Reply

Re: Так ли уж мимо? v_ersilov May 17 2012, 08:50:08 UTC
Наука - моя первая (школьная) любовь. Примерно на 4-м курсе любовь закончилась. Однако расставание длилось около двух десятилетий. (Халявное время на изготовление диссертации было растянуто и использовано в основном не по назначению). Состоялись мои «романы» с философией и педагогикой. В свободном (по-Вашему, игровом) режиме наработана база, которую я называл по-разному: «типологическое моделирование», «праксиология», «развитие». Эту базу я испытал на двух ОДИ с Петей Щедровицким (1 - культура, 2 - образование).

___ «Как окультурить и выразить общезначимо благородные мысли и порывы?»
• Мои поиски адекватного способа понимания, общения и практики проходили на фоне отрицания освоенного: «физика не актуальна», «педагогические подходы несостоятельны», «философия сбрендила». При этом обнаружены богатые залежи слабо востребованных «благородных мыслей и порывов».

Институты модерна не работали на человека.
Постмодерн - канализация для сброса использованного модерном человеческого материала.
.

Reply

Re: «…там, где заканчиваются игры» v_ersilov May 17 2012, 09:05:31 UTC
___ «Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете».
• «Там» - это не Интернет.
Игру начинает и заканчивает свободный человек по своему усмотрению.

___ «постмодерновая улица множит потенциальных игроков»
• По Вашей (и моей) логике постмодерн освобождает людей от модерн-зависимостей. Правда, они норовят обрести новые (болотные) привязанности.

___ “«игривый суррогат»”
• Суррогат - неполноценный заменитель, отсебятина. Заменитель не «научного» а традиционного. «Наукой» суррогат прикрывается. «Дети постмодерна» по факту играют в суррогатном игровом поле.

Интернет-игра «не на живот» развёрнута в сообществах молодых мам (alpha_parenting, freeedu, malyshi, no_idiot_toys, psy_baby). Они естественным образом «выпали из традиции воспитания» и пытаются нащупать полноценную замену. Если отладят понимание и практику развития младенцев и младших детей, волна активности будет перемещаться в старшие возрастные группы.

Вопрос производства развитого молодого поколения - вполне достойная задача для отечественных политиков http://v-ersilov.livejournal.com/28576.htm. Центр такой политики - родитель, оснащённый средствами развития. Остальные задачи выстраиваются относительно этого центра. При такой постановке понятно, с кем и как организовывать самоуправление. С кого что спрашивать.

Слово «производство» - плохое слово, если речь идёт о подготовке к жизни молодого поколения. Педагог сказал бы: «совместная взросло-детская развивающая деятельность». А раз взросло-детская, то без термина «игра» не обойтись. Хотя, конечно, дело не в терминах.
.

Reply

«Там» – это не Интернет. savl_2009 May 17 2012, 10:07:54 UTC
Юрий, поскольку я играю в открытую, хочу постулировать из своей игры по Интернету и игре.
Но сначала предисловие из нашего общения.

Юрий:

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).

Савл:

Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете.
Они постоянно воспроизводятся в интернет-среде.
А постмодерновая улица множит потенциальных игроков.

Юрий:

• «Там» - это не Интернет.
Игру начинает и заканчивает свободный человек по своему усмотрению.

А теперь мой игровой постулат.

Пребывание в Интернете (блог, форум, сообщество, анонимный просмотр) является достаточным признаком игры (игровой деятельности).

Поэтому, находясь в Интернете, и я, и Вы играете.
Предметная деятельность (где мы зарабатываем на жизнь) прерывает на время игровую деятельность.
А то, что находится внутри: хорошее или плохое, умное или не умное, благородное или ужасное, из философских или научных околиц - всё это не выводит нас за рамки игры.

P.S.
Я не только играю в Интернете, но и пишу прозой.
Вы тоже, Юрий.

Reply

«…играют в суррогатном игровом поле.» savl_2009 May 17 2012, 10:31:47 UTC

Юрий:

___ “«игривый суррогат»”
• Суррогат - неполноценный заменитель, отсебятина. Заменитель не «научного» а традиционного. «Наукой» суррогат прикрывается. «Дети постмодерна» по факту играют в суррогатном игровом поле.

Не согласен с Вами, Юрий. Я имею в виду: «суррогатном игровом поле».
Это в Вас сильно укоренённый, но скрытый, сциентизм говорит.
Он Вам нашептывает: ненаучно = суррогатно.

Юрий, в нашей сегодняшней (постмодерновой) жизни должны играть все.
Иначе нами всё равно будут играть, но как пешками, Щедровицкие, Болдачевы, Галковские.

Культурно выделяя игровой подход, я пытаюсь обратить внимание на целинное игровое поле, на котором виднеются уродливые следы первопроходцев (Щедровицких, Болдачевых, Галковских).

P.S.
Раз уж так сложилась жизнь (постмодерновая), что мы обречены на игру (игровую деятельность), то, как это делать культурно, с пользой для себя и общества?

Меня категорически не устраивают манипуляционные, сектантские, эгоцентричные игры, с которыми я столкнулся в Интернете. - Савл.

Reply


Leave a comment

Up