Игривые хроники. 4-12.

Apr 13, 2012 15:50



Продолжаю игривые хроники.
Прохожусь по присутственным местам.

Сообщество «СМД-методология в Живом Журнале» (http://methodology-ru.livejournal.com/ ).

Стоит. Глухо стоит.

СМД-Фейсбук - http://www.facebook.com/groups/116519368435663/.

В СМД-Фейсбуке продолжается градостроительная лихорадка.
Игроки строят Москву! Ни много, ни мало, а именно Москву.
Не ( Read more... )

"Философский штурм", ОДИ, Мацкевич, софистика, Свобода, игривые хроники, "наше ВСЁ", Анти-Болдачев, Минский семинар, игра, Щедровицкий, развитие, ПОСТМОДЕРН, "культурный варвар", смд-шники, хроники, сциентизм, СМД-Фейсбук

Leave a comment

«Игра на развитие» и «своя игра». savl_2009 May 14 2012, 03:44:14 UTC

Юрий, согласен с таким соседством слов (игра и развитие).
У меня игра (свободная деятельность) связывается с развитием и личности, и общества.
Но я не думаю, что мы с вами вкладываем один и тот же смысл в эти слова. Особенно, в игру.
Но всё же интуитивно мы согласны, что игра направлена на развитие (но не только).

Что же касается «своей игры», то здесь мы сильно расходимся.
В моей игривой реконструкции, Вы сторонник «благородной» коллективной деятельности.
Я же скептически отношусь к любым формам «коллективной» деятельности. Они манипулятивны (суггестивны по Поршневу?) Кстати, ОДИ тому яркий пример.
Да что там ОДИ! «Коллективная» (мысле-)деятельность в методологических кружках - ярчайший пример манипулятивных игр (харизматик-свита, свита-новички, новички-публика).

Я же отдаю приоритет «своей игре».
Человек, в первую очередь, должен получить «прививку свободы» в «своей игре».
Научиться самому играть, прочувствовать игру, хоть и простейшую, но свою.
Лучший способ потренироваться в игре - это поиграть заочно с сильными игроками, например, Щедровицким и Поршневым, Болдачевым и Галковским.
Я сейчас представил, как заулыбались смд-пингвины. Ведь у них «обучение Щедровицкому» рассчитано на 3-5-7-15 лет, а тут - сразу же играй с ГП!
«Пингвинам» этого не понять! Из-за своего «величия и уникальности» они не понимают, что являются несознательными игроками.

Юрий, когда Вы пользуетесь метафорически «игрой», то Вы одновременно и подыгрываете мне (спасибо!), и переходите к своей «возрастной» концепции.
Я же чувствую, что пока не раскрыл всю глубину и мощь игрового подхода.

P,S,
Если собрать в кучу («коллектив») много индивидуальных нолей, то получится один большой ноль.
Лозунг сегодняшнего дня: найди «свою игру»!
Лозунг завтрашнего дня: игроки «своих игр», объединяйтесь!

Reply

Re: «Игра на развитие» и «своя игра». v_ersilov May 14 2012, 11:52:36 UTC
СМДешники свою игру сыграли: глобальные претензии - открывшиеся перестроечные возможности - взлёт - несостоятельность - «шмяк аб стену». (Две гипотезы. 1 - ранний уход ГП именно из-за понимания проигрыша. 2 - политическое изничтожение СМДешников через отставку Киреенко и списание на него дефолта-1998). СМДМ - самый яркий «шмяк рационализма».

___ «У меня игра {=} свободная деятельность»
• Такое никак физически невозможно.
Подросток обретает свои степени свободы через вытеснение (замену, отмену) инстинктивных моделей действия ребёнка (мемов) осознаваемыми поведенческими нормами. Взрослость связана с ограничением пространства жёсткой «мемо-нормативной» регуляции с помощью более гибких принципов (ценностей). Принципы же на поверку оказываются «костыликами», поддерживающими мировоззрение. Известно, что принципами-костыликами развитие не заканчивается. Но это особый разговор.

Т.о. инструменты управления деятельностью нам предоставляет социум. И в этом смысле «нельзя жить в обществе и быть независимым от него». Однако подросток свободно выбирает поведенческую норму, а взрослый самостоятельно выстраивает с помощью «костыликов» свою картину мира. В этом смысле их деятельность свободна безо всякой игры. Предлагаю формулу: современный человек привязан к социуму указанными зависимостями, однако принципиальных ограничений на освобождение от них нет.

Конечно, можно говорить о свободной деятельности, «только где её взять»?
Я отчётливо вижу «игру на освобождение от зависимостей» (она же игра на развитие).
Когда Вы пишите, что «игра направлена на развитие (но не только)», я торможу. Расшифровывайте!
Правда Вы «пока не раскрыл всю глубину и мощь игрового подхода». Может, это и есть «не только»?
.

Reply

«игра направлена на развитие (но не только)». savl_2009 May 14 2012, 14:57:11 UTC

2) Игра направлена на ориентацию человека вне предмета его основной деятельности, то есть в Запредметности.
3) Игра направлена на тренировку ума играющего.
4) Игра направлена на самоопределение человека в Мире.
5) Игра направлена на самостояние человека в Мире (=противостояние внешним манипуляционным играм).
6) (но не только).

P.S.
Я же чувствую, что пока не раскрыл всю глубину и мощь игрового подхода.

Reply

Re: «игра направлена на развитие (но не только)». v_ersilov May 14 2012, 18:31:39 UTC
Такого рода перечень, естественно, принимается.
Однако эти игры -- частности игры на развитие (на освобождение).

Нейтральна, вроде бы, развлекательная игра.
Но и этот игровой фрагмент мы склонны оценивать с колокольни развития: способствует ли "развлекуха" развитию, или "тупит".
.

Reply

Что фундаментальнее: игра или развитие? savl_2009 May 15 2012, 03:34:45 UTC

Юрий, я, естественно, принимаю (и давно!) Вашу заточенность на РАЗВИТИЕ.

В моей же игре (линии, которую я гну) это понятие не из первого десятка. То есть в своих играх я вполне без него обхожусь.
Скажу больше. По моей игривой реконструкции нынешней постмодерновой жизни на повестке стоит вопрос о деградации «перезрелого» человечества, а не о развитии «подросткового» человечества.

Но не устаю повторять, что есть нечто объединяющее нас: озабоченность судьбой (выживанием) человечества.

Та деятельность (в Интернете), где обдумываются такие судьбоносные вопросы (и не только судьбоносные), у меня называется игровой (=свободной).
Со всеми вытекающими последствиями. Игровыми, естественно.

Reply

фундаментален первородный грех v_ersilov May 15 2012, 10:37:32 UTC
По-светски-по-советски первородный грех -- это невежество.

Игра (взрослая) и развитие произрастают из одного корня -- разума.
Разум -- единственный враг невежества.

На вежество = знание = понимание ни у кого нет монополии. Ни у учёного, ни у педагога-практика, ни у художника, ни у философа, ни у попа, ни у игрока.

___ "По моей игривой реконструкции нынешней постмодерновой жизни на повестке стоит вопрос о деградации «перезрелого» человечества, а не о развитии «подросткового» человечества".
• Ох уж это или/или!
Верны обе части предложения, если взглянуть «поширше».
Перезрела западная (глобальная) модерновая цивилизация, устроенная весьма ограниченными «элитариями» с использованием самоутверждающихся подростков-потребителей. Деградации в новое варварство м.б. противопоставлен лишь осознанный (разумный) прорыв из подросткового тупика.
.

Reply

Зачем перечеркивать чужую линию? savl_2009 May 14 2012, 15:18:29 UTC

Получается что-то вроде дискуссии.
Савл:
«
У меня игра (свободная деятельность) связывается с развитием и личности, и общества.
Но я не думаю, что мы с вами вкладываем один и тот же смысл в эти слова. Особенно, в игру.
Но всё же интуитивно мы согласны, что игра направлена на развитие (но не только).
»

Юрий:
«
___ «У меня игра {=} свободная деятельность»
• Такое никак физически невозможно.
Подросток обретает свои степени свободы через вытеснение (замену, отмену) инстинктивных моделей действия ребёнка (мемов) осознаваемыми поведенческими нормами. Взрослость связана с ограничением пространства жёсткой «мемо-нормативной» регуляции с помощью более гибких принципов (ценностей).
»

Савл:
«
Давайте лучше продолжим нашу дискуссию.

Точнее две дискуссии. Но влияющие друг на друга. Поскольку мы же хоть и косвенно, с разных сторон, но обсуждаем общие темы.
Не буду излагать дискуссию с Вашей стороны. Это Вы сами неоднократно делали и будете делать. Я же не буду заниматься игровой реконструкцией в присутствии автора. При реконструкции я часто игриво перевираю, потому что игрок.

Что я этим хочу сказать?
В нашем общении прослеживаются две линии, относительно самостоятельные и неслиянные. Одну чертите Вы, другую - я.
Радует то, что направление линий где-то одинаковое. В каких то точках они даже соприкасаются, но тут же расходятся.
(Если же взять того же Болдачева, то мы с ним не только «перпендикулярно-противоположны», но и в разных плоскостях и пространствах, с общей (но антагонистической) проекцией на Интернет, игру и КУЛЬТУРУ.)

Продолжу.
В нашем общении мы чертим каждый свою линию. Дружественную (надеюсь!) линию.

А теперь я говорю, находясь на своей линии.
Я не согласен, когда игра непременно ассоциируется с ребёнком.
Я сам не доволен этим термином. Но так уже сложилось в культуре. Это термин (и главное понятие!) из тройки: игра - учеба -труд.
»
(Сказал, как чувствовал, немного выше: http://savl-2009.livejournal.com/15965.html?thread=456029#t456029 . Там же описал, как ПОСТМОДЕРН загнал всех в игру.)

P.S.
В нашем общении прослеживаются две линии, относительно самостоятельные и неслиянные. Одну чертите Вы, другую - я.
Радует то, что направление линий где-то одинаковое. В каких то точках они даже соприкасаются, но тут же расходятся. - Савл для Юрия.

Reply

Re: Зачем перечеркивать чужую линию? v_ersilov May 14 2012, 20:07:26 UTC
В первом приближении я принимаю: "игра = свободная деятельность".
Поскольку, однако, свобода действия игрока ограничена им самим (вольно или невольно), то определение необходимо скорректировать. Например, так: "игра = самая свободная деятельность" (самая свободная из возможных для игрока).

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).

Вряд ли я придерживаюсь какой-то линии. Скорее, придерживаюсь самого себя. Исхожу из того, что "Юрий как мыслящий тростник" -- аналог мира. Если удаётся взаимодействие с "другим мыслящим тростником" (как у нас с Вами) -- это мировое событие. (А вовсе не роскошь человечьего общения).

Reply

Есть такой вид деятельности – игровой! savl_2009 May 15 2012, 04:07:56 UTC

Юрий, Вы пишете:

В первом приближении я принимаю: "игра = свободная деятельность".
Поскольку, однако, свобода действия игрока ограничена им самим (вольно или невольно), то определение необходимо скорректировать. Например, так: "игра = самая свободная деятельность" (самая свободная из возможных для игрока).
(Конец цитаты.)

Принципиально с Вами не согласен!
Я пользуюсь следующей классификацией видов деятельности (по Новиковым, сайт «Методология», http://methodolog.ru/ ):
- Научный,
- Практический,
- Учебный,
- Художественный,
- Игровой,
- Философский,
- Религиозный.

Игровой вид деятельности - самостоятельный и полноправный вид деятельности.

Я часто пишу так: «игра (=свободная деятельность)».
Это моя игривая кодировка.
Есть игровой вид деятельности, а «свободная деятельность» - это самая важная для меня характеристика этой деятельности. То есть в игре для меня важна её свобода, а не детские или развлекательные игры (которые тоже есть, но меня не интересуют).

Reply

Re: Есть такой вид деятельности – игровой! v_ersilov May 15 2012, 11:35:00 UTC
___ "Есть игровой вид деятельности, а «свободная деятельность» - это самая важная для меня характеристика этой деятельности".
• По нынешним меркам в доисторические времена (детство-отрочество человечества) вся деятельность была детской игрой.
Исходно разум - некая минимальная способность осознанно контролировать свои действия и произвольно (свободно!) вмешиваться в них. Называть это минимальное умение самоуправляться «свободной игрой» или «разумным развитием» -- дело вкуса.

Дифференциация на разные разумные (свободные) виды деятельности и их влияние на нашу жизнь - главное содержание новой (начиная с осевого времени) истории.
.

Reply

«…там, где заканчиваются игры» savl_2009 May 15 2012, 04:50:00 UTC

Юрий, Вы пишете:

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).
(Конец цитаты.)

Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете.
Они постоянно воспроизводятся в интернет-среде.
А постмодерновая улица множит потенциальных игроков.

«игривый суррогат»!
Эко Вы хватили! От всей души припечатали.
Это у Вас сциентизм внутри бунтует. Как, мол, можно спуститься с сияющих научных высот в игровое болото?!
А ведь и в игровом болоте есть своя жизнь, и тоже познавательно-преобразовательная. Но болотная (игривая).

Сциентизм - это ведь не только утверждение абсолютной ценности и приоритета науки. У тех же ученых и примкнувших к ним философов.
Но и задание вненаучной публике абстрактных идеалов и идей-фикс в виде научной обоснованности и непогрешимости.
Сциентизм вненаучной публике противопоказан, поскольку он её не то, что закрепощает, а парализует. Представляете трагикомедию: высоконаучные идеалы и 100%-ная невозможность им следовать, их реализовать по причине вненаучного места жительства.
Отсюда мой лозунг: В игре (=свободной деятельности) надо калёным железом выжигать в себе сциентизм.

А что же нам останется после выжигания высоконаучных идеалов?
Свободная культурная игра.
А в чём «сухой остаток» игры?
Протоколы игры (сообщения, комментарии), ориентированные, натренированные, изменённые игроки.

P.S.
Савл против науки?
Савл за науку, но против высоконаучных идеалов у вненаучной публики.

Reply

Re: «…там, где заканчиваются игры» v_ersilov May 15 2012, 15:17:09 UTC
Сциентизм, думаю, вопрос, в котором мы менее всего расходимся.
БОльшую часть важных для меня утверждений "вучёные-профессионалы" "забодают".
Лишь некоторые я могу обосновывать как гипотезы.

Интуитивные суждения -- основа моих знаний.
Доверительные отношения с интуицией складываются «на ощупь» годами.
Игра ума почти не имеет отношения к интуиции.

Так что антисциентические стрелы -- мимо.
.

Reply

Так ли уж мимо? savl_2009 May 15 2012, 17:19:53 UTC

Юрий, вот эти Ваши слова:
БОльшую часть важных для меня утверждений "вучёные-профессионалы" "забодают".
Лишь некоторые я могу обосновывать как гипотезы…
Так что антисциентические стрелы -- мимо.
(Конец цитаты.)

Я воспринимаю как остатки (ностальгия) сциентизма.

Ученые каких предметных областей Вас «забодают»?
Почему Вы должны свои мысли «обосновывать как гипотезы»?

Ведь вопрос стоит по-другому.
Как окультурить и выразить общезначимо благородные мысли и порывы?
И при чём здесь наука?
Вы можете привести примеры благородных мыслей и порывов из науки?

Reply

Re: Так ли уж мимо? v_ersilov May 17 2012, 08:50:08 UTC
Наука - моя первая (школьная) любовь. Примерно на 4-м курсе любовь закончилась. Однако расставание длилось около двух десятилетий. (Халявное время на изготовление диссертации было растянуто и использовано в основном не по назначению). Состоялись мои «романы» с философией и педагогикой. В свободном (по-Вашему, игровом) режиме наработана база, которую я называл по-разному: «типологическое моделирование», «праксиология», «развитие». Эту базу я испытал на двух ОДИ с Петей Щедровицким (1 - культура, 2 - образование).

___ «Как окультурить и выразить общезначимо благородные мысли и порывы?»
• Мои поиски адекватного способа понимания, общения и практики проходили на фоне отрицания освоенного: «физика не актуальна», «педагогические подходы несостоятельны», «философия сбрендила». При этом обнаружены богатые залежи слабо востребованных «благородных мыслей и порывов».

Институты модерна не работали на человека.
Постмодерн - канализация для сброса использованного модерном человеческого материала.
.

Reply

Re: «…там, где заканчиваются игры» v_ersilov May 17 2012, 09:05:31 UTC
___ «Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете».
• «Там» - это не Интернет.
Игру начинает и заканчивает свободный человек по своему усмотрению.

___ «постмодерновая улица множит потенциальных игроков»
• По Вашей (и моей) логике постмодерн освобождает людей от модерн-зависимостей. Правда, они норовят обрести новые (болотные) привязанности.

___ “«игривый суррогат»”
• Суррогат - неполноценный заменитель, отсебятина. Заменитель не «научного» а традиционного. «Наукой» суррогат прикрывается. «Дети постмодерна» по факту играют в суррогатном игровом поле.

Интернет-игра «не на живот» развёрнута в сообществах молодых мам (alpha_parenting, freeedu, malyshi, no_idiot_toys, psy_baby). Они естественным образом «выпали из традиции воспитания» и пытаются нащупать полноценную замену. Если отладят понимание и практику развития младенцев и младших детей, волна активности будет перемещаться в старшие возрастные группы.

Вопрос производства развитого молодого поколения - вполне достойная задача для отечественных политиков http://v-ersilov.livejournal.com/28576.htm. Центр такой политики - родитель, оснащённый средствами развития. Остальные задачи выстраиваются относительно этого центра. При такой постановке понятно, с кем и как организовывать самоуправление. С кого что спрашивать.

Слово «производство» - плохое слово, если речь идёт о подготовке к жизни молодого поколения. Педагог сказал бы: «совместная взросло-детская развивающая деятельность». А раз взросло-детская, то без термина «игра» не обойтись. Хотя, конечно, дело не в терминах.
.

Reply

«Там» – это не Интернет. savl_2009 May 17 2012, 10:07:54 UTC
Юрий, поскольку я играю в открытую, хочу постулировать из своей игры по Интернету и игре.
Но сначала предисловие из нашего общения.

Юрий:

Я не игрок. Хотя не прочь поддержать содержательный игровой ход.
Я уже наигрался в "сладкую свободу" и "желанную победу".
Самое интересное начинается там, где заканчиваются игры.
"Благородная игра" (развитие) превращает игривый суррогат в подлинно человеческое отношение (прежде всего к самому себе).

Савл:

Игры не заканчиваются «там», то есть в Интернете.
Они постоянно воспроизводятся в интернет-среде.
А постмодерновая улица множит потенциальных игроков.

Юрий:

• «Там» - это не Интернет.
Игру начинает и заканчивает свободный человек по своему усмотрению.

А теперь мой игровой постулат.

Пребывание в Интернете (блог, форум, сообщество, анонимный просмотр) является достаточным признаком игры (игровой деятельности).

Поэтому, находясь в Интернете, и я, и Вы играете.
Предметная деятельность (где мы зарабатываем на жизнь) прерывает на время игровую деятельность.
А то, что находится внутри: хорошее или плохое, умное или не умное, благородное или ужасное, из философских или научных околиц - всё это не выводит нас за рамки игры.

P.S.
Я не только играю в Интернете, но и пишу прозой.
Вы тоже, Юрий.

Reply


Leave a comment

Up