Aug 03, 2008 02:47
Попался мне тут при разборке шкафа блок питания от моего старого моего программируемого микрокалькулятора, «Электроника МК-61». Сам он давно уже как сломался, и, может, лежит где-то. Тем не менее, даже одно воспоминание о его внешнем виде - элегантная черная коробочка, с клавишами четырех цветов и зеленым люминисцентым дисплеем (индикатором) - вызывает весьма приятные ощущения. Сколько я о нем мечтал когда-то, в 1988 году, кажется. И сколько времени у меня ушло на освоение его хитрых функций и возможностей. И ведь освоил же! Разобрался таки с его, временами причудливой, логикой. Стало быть, какие-то склонности к занятию программированием у меня были. Но вот потом... Потом, году так в 1990, а может и раньше, время программируемых микрокалькуляторов прошло, появились первые домашние компьютеры. (Помнится, ZX Speсtrum пользовался тогда популярностью). У меня, увы, возможностей для приобретения такой чудесной вещи не было. Так и заглохли мои склонности...
Так вот, когда я думаю над этим своим случаем возникает вот какой вопрос. Мои занятия с калькулятором явно были не просто досужим развлечением, а «вдумчивой практикой» ((с) K. Anders Ericsson), то есть деятельностью внутренне мотивированной, сопровождающейся постоянной и тщательной обратной связью о результате. Именно в такой практике по идее развивается компетентность. Проблема в том, что, собственно, мне принесли эти занятия? Ну да, я до сих пор помню, что такое стек, обратная польская запись и для чего нужна косвенная адресация, ну и что мне с этого? Я все равно не понимаю, например, что, собственно, происходит в Windows, когда тыкаешь в какую-то кнопку в панели управления.
Впрочем, когда я припоминаю эту свою историю, абстрактное понятие «обогащающей среды» и ее важности для развития интеллекта и компетентности приобретает вполне конкретное визуальное и эмоциональное наполнение. В самом деле - будь у меня соответствующая среда (новые инструментальные возможности), может я продолжал бы совершенствовать свою компетентность именно в этой деятельности.
психология,
теория и практика