О проектном методе

Apr 12, 2017 20:04

К теме, предложенной в посте http://dz0rin.livejournal.com/193495.html. Тема вообще интересная. Для себя, в качестве некой рабочей схемы, которая позволяет разобраться с разными вариантами реализации метода проектов, я представляю ситуацию примерно так.

Read more... )

преподавание, размышления

Leave a comment

dz0rin April 13 2017, 23:13:46 UTC
Согласен, и ребёнок это чувствует на уровне того, насколько педагог принимает его, с одной стороны, безусловно, а с другой, насколько ценит его собственные попытки в поиске и реализации решений проблемной ситуации, которая воспринята ребёнком как учебная задача. Поэтому все вопросы относятся не к ребёнку, а как бы только к продукту (или совместному продукту группы), например, к рисунку, к постройке и т.д. Почему здесь у вас так, обоснуйте, почему стул больше стола нарисовали, как такое возможно, покажите... и т.п. И тогда дети не воспринимают это как критику их представлений, а просто идут, смотрят и быстренько вносят изменения в картину мира и в продукт - мало ли, описался, ну, вот, исправился, видимо, карандашик не удачный попался :) Главное - сопоставлять продукт ребёнка с его же собственным продуктом, созданным ранее, а не с продуктами других детей и тем более взрослых. Продукт, созданный взрослым может возникнуть для сопоставления только в тот момент, когда можно без натяжки уже утверждать, например: "О, да ты сейчас подумал то же, о чём в своё время говорил Кропоткин" (или: "Ты используешь практически те же художественные приёмы, которые придумал Чарушин"). Тогда артефакт культурный может быть и осмыслен, и освоен вполне, и способность дорастёт до общественно значимой.

Reply

savin_e April 14 2017, 17:43:33 UTC
Фиксация в той или иной форме самоизменений ребенка, сопоставление с ранее созданным продуктом очень важна в плане развития полноценной рефлексии. В свое время в развивающем образовании (у В.В.Давыдова и соавторов) достаточно четко это было зафиксировано как некая "проблемная" зона: дети фокусируются на оценке своих предметных результатов, но никак не фиксируют свои собственные изменения:
«Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?» - так обычно учитель пытается объективизировать для учеников их собственные сегодняшние изменения. «Мы научились решать задачи в два действия»,- бойко ответит отличница, чутко улавливающая учительские ожидания. «Дети, поднимите руки, кто сегодня научился решать задачи в два действия? Вижу, почти все
научились. А ты, Ваня?» - «А я это и так знал!» - буркнет Ваня, который в начале урока обнаружил полную, неспособность решать задачи нового типа, но за 45 минут урока состояние неумения постепенно перешло в состояние умения: новое понятие «овладело ребенком» незаметно для него самого. Учитель-то Ваню научил, но учился ли при этом сам ребенок? Себя, почему-то не справляющегося с задачей, и себя, благодаря чему-то решившего задачу, он просто не заметил. http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.htm

Reply

dz0rin April 14 2017, 18:02:24 UTC
В том и соль, что невозможно даже просто размышлять о субъектности и о каком бы то ни было её развитии, когда ценностные установки связаны прежде всего с культурой, когда она и есть подлинная ценность с её артефактами, а не растущее сознание...

Послушайте всё-таки, хоть здесь и неполный вариант семинара Валентины Васильевны, но только она сможет объяснить в чём различие между двумя совершенно разными отечественными подходами. В русле одного из них, который отошёл на второй план и был забыт после прихода Василия Васильевича и всей команды последователей, она всегда и работала...

http://rostok54.ru/forum/14-237-1

Reply


Leave a comment

Up