Заходишь такой в Третьяковку. Сдаёшь куртку в гардероб, поднимаешься по лестнице, входишь в первый зал... Со стен смотрят портреты, портреты, портреты - Антропов, Рокотов, утро русской светской живописи. Пробегаешь первые залы быстренько, слегка задержавшись у "Лопухиной" Боровиковского, шарахнувшись от чёрного коня брюлловской "Всадницы", наконец доходишь до передвижников. Тут можно и задержаться: Перов, Саврасов, Репин... О! Куинджи. Это я люблю (ну вы уже в курсе). Наконец, спускаешься вниз, на первый этаж. Постояв в нерешительности пару секунд, решаешь, что в иконы не пойдёшь - и поворачиваешь направо. Тут тебя встречает красный сполох малявинского "Вихря", а рядом - Левитан, Грабарь. "Девочка с персиками" - за ней сразу на несколько залов Серов. Выходишь из Серова и видишь розовотелую кустодиевскую красавицу - устремляешься было к ней, но вдруг боковым зрением - откуда-то слева, из-за угла... Как будто кто-то форточку открыл и впустил в комнату морозный воздух и утренний свет. Поворачиваешься на 180 и останавливаешься как вкопанный. Так это же Зинаида наша, Евгеньевна. Причёсываться изволили.
Зинаида Серебрякова (1884 - 1967)
"За туалетом. Автопортрет" (1909, 75 х 65 см, Третьяковка)
Картина в модном сегодня жанре "селфи в зеркале". Из пространства предметов тут мы видим только зеркальную раму и свечку в канделябре. Всё остальное - отражение. И свет утренний, свежий, хрустящий, играет на всех этих девчоночьих штучках - пузырёчках, шпильках и бусинках. Хороша. И знает это. И любуется собой.
Автопортреты у Серебряковой - особая статья. Их немало, и они хороши. Да и то - кого рисовать, как не себя? Модель-то всегда доступна.
"Автопортрет в костюме Пьеро" (1911)
"Автопортрет с кистью" (1924)
"Автопортрет белой кофточке" (1922)
"Автопортрет в шарфе" (1911)
Обращу внимание на последний автопортрет: лицо прописано довольно тщательно, обрамление его (шарф и одежда) - только обозначены, а на фон художница и вовсе забила. Такой ход встречается во многих её работах, можно даже назвать это её своеобразной "фишкой". Похоже, будто бы художнице интересно было написать человека, а на всё остальное запала уже не хватало.
Давайте немножко о биографии расскажу. Зина Лансере (это её девическая фамилия) выросла в артистической среде: фамилии Лансере и Бенуа - архитекторы, художники, скульпторы. 18-летнюю Зину мама с дядей (а дядя был не абы кто, а Александр Бенуа) возили по европам, а там водили по музеям. Судя по всему, семья и эта поездка и стали для Серебряковой главным художественным образованием (хотя она и училась рисованию). Модный в то время авангард оставил Серебрякову равнодушным, и писала она в классической манере.
Например, была у неё крестьянская серия - на мой взгляд, просто отсылка к ренессансу.
"Беление холста" (1917)
"Жатва"(1915)
А вот другая - банная - серия. Тут уже барокко: направленный свет, коричнево-желтая цветовая гамма, рембрандтовщина-караваджинщина.
"Баня" (1912)
"Баня" (1913)
Вообще, обнаженная женская натура - одна из любимых тем Серебряковой (наряду с автопортретами).
"Лежащая обнаженная" (1930)
"Обнаженная" (1932)
"Лежащая обнаженная" (1935)
Я даже с ходу не припомню никого из художников-мужчин, кто с таким упоением рисовал бы голых женщин :) Разве что Эдгар Дега... Кстати, о Дега - балерин Серебрякова тоже рисовала.
"Балетная уборная" (1924)
"В балетной уборной" (1922)
Балерин она рисовала в Мариинском театре, куда её пристроил дядя-Бенуа. К тому времени муж уже несколько лет как умер, Зинаида жил с матерью и четырьмя детьми - едва сводя концы с концами (благосостояние, разумеется, пошатнулось после революции). Дети - две девочки и два мальчика - ещё одна излюбленная тема Серебряковой. Они у неё выходили с большущими ангельскими глазами.
"За завтраком" (1914)
"Карточный домик" (1919)
"Девочки у рояля" (1922)
"Тата с овощами" (1923)
А в 1924 году Серебрякова, оставив мать и детей в России, уезжает в Париж. Судя по всему, это была не политическая эмиграция, а экономическая - поехала на заработки. Но вернуться ей уже будет не суждено (почему-то думаю, что она заранее это понимала). Двое старших детей позже приедут к ней.
Большой славы на западе Серебрякова не снискала - в ту пору в фаворе был авангард. Энциклопедии говорят о тяготах и чуть ли не нищете, но я склонен в этом усомниться: всё-таки портретистом она была отменным и работала в те годы весьма плодотворно - стало быть заказы были. Ей даже удалось найти спонсоров на две поездки в Марокко, откуда она привезла большую (в несколько сот работ) коллекцию зарисовок.
"Отдыхающая марокканка. Маракеш" (1928)
"Две марокканки" (1932)
"Марокканка в розовом платье" (1932)
Умерла Зинаида Евгеньевна Серебрякова в 1967 году в Париже. Все четверо её детей тоже стали художниками.
А закончу вот этой трогательной картинкой.
"На террасе в харькове" (1919)
А через неделю окунёмся в суету городской (и сельской) жизни средневековой Европы.