Обнаружил в сети сайт
http://camapka.ru/, где среди прочего присутствуют детальные снимки Куйбышева 1965, 1966 и 1967 гг., сделанные американскими спутниками-шпионами. Вот уже несколько вечеров рассматриваю их. Кое-какими интересными находками хочу поделиться. По клику на картинке откроется оригинал снимка в нужном месте.
1. Начнём с мест, известных любому самарцу - Самарская площадь, площадь Славы.
Слева - снимок 1965-го года, справа - скриншот яндекс.карт. Как видно, Самарская площадь и ансамбль зданий вокруг (выделено желтым) практически не изменились с тех лет - нынешний облик площадь приобрела как раз в начале 60-х. А вот на месте нынешней площади Славы (красный) - прямой спуск к Волге. Видимо, это - продолжение улицы Ярмарочной. Строительство монумента Славы и площади начнётся в 1967 году. А вот здания по Волжскому проспекту уже на месте, в том числе гостиница "Волга" (синий). Набережная тоже уже есть (вторая очередь строилась в 1958-1961 гг.) и даже круглая клумба перед нынешним бассейном ЦСК ВВС уже разбита. А вот самого бассейна (белый) ещё нет, но он тоже появится совсем скоро - в 1967 году.
2. Дальше перенесемся в хорошо знакомый мне район - на улицу Авроры.
Разумеется, в 1965-м ещё нет Южного моста (его построят только в 1974-м), нет и путепровода через железную дорогу. Улица Авроры (желтый) заканчивается на Южном проезде, упираясь в дачные участки, идущие вдоль железной дороги. Переезд через пути, судя по фото, был тогда между улицами Битумной и Сепараторным переулком (выделено красным). Синим отмечена улица Промышленности - похоже в 1965 году она ещё грунтовая. Так же как и Партизанская (она осталась за пределами фото).
3. Поднимемся выше по улице Авроры - к пересечению с улицей Аэродромной.
Там, где теперь находится торговый центр, а до этого была автостанция "Аврора" - частные дома. А вот трамвайное кольцо уже есть (появилось в 1963-м). Справа - снимок 1967 года. Как видно, два года спустя часть домов уже снесена и, видимо, подготовлена площадка для автостанции. К сожалению, не нашёл пока информации, когда она была открыта. Современное фото не привожу - сейчас почти весь этот квартал занят торговым центром, выросшим из ларька на автостанции.
Удивлён пустырем на месте нынешней школы ДОСААФ - почему-то в моей голове эта школа была связана с находившимся здесь ещё до войны аэродромом ОСОАВИАХИМа (давшим название улице Аэродромной). Хотя по конструкции её видно, что это более позднее сооружение.
3. Продолжим исследовать этот район - на месте Парка Победы пока ещё пустырь.
Это понятно, ведь полное название парка - Парк 30-летия Победы. Он появится через 10 с лишним лет - в 1977 году. Однако, на старом снимке на месте будущего парка видно что-то похожее на регулярные посадки - возможно это то, что осталось от находившихся здесь до застройки Черновских садов.
4. Снова перенесемся к берегам Волги - район Ново-Садовой и Осипенко.
Улица Осипенко (желтая) теряется в частном секторе, который спускается к Волге - туда, где теперь набережная и Ладья. А вот квартал, образованный Осипенко, Ново-Садовой (красный) и Полевой уже тогда по большей части приобрёл свой сегодняшний облик. Проспект Ленина (синий), отчётливо видимый на современном снимке, на старом даже не найти - его начнут строить в 70-х.
5. А теперь посмотрим в другой конец города - район шоколадной фабрики.
Желтым отмечен комплекс зданий МВД, прокуратуры и прочих силовых органов - по проспекту Кирова между Черемшанской и Нагорной. В 65-м году он уже на месте и выглядит с воздуха примерно так же, как и сегодня (разве что деревьев стало побольше). Напротив, через проспект Кирова - сквер, который в 2000-х превратился в монастырь. Дугу дороги в левом верхнем углу старого снимка я сначала принял за будущую улицу Стара Загоры (слишком уж характерен изгиб), но сопоставив со снимком яндекса, понял что это железная дорога - её разобрали не так давно и следы её существования видны и на современном снимке. Красным выделена шоколадная фабрика "Россия". Она будет открыта в 1970 году.
6. КуАИ (СГАУ)
В 1965-м году строительство "кампуса" авиационного института (отмечено желтым) на Московском шоссе (тогда оно ещё было Семейкинским) только началось - на снимке видно, что строится 3-й корпус. Первые два корпуса КуАИ находились в центре, недалеко от Самарской площади, и их можно разглядеть на самом первом снимке
7. Ну и напоследок - Кирюха.
Нашёл на снимке и дом, в котором я провёл первые дни и годы своей жизни (желтый) - недалеко от платформы Киркомбинат (красный). Наш дом - на двух хозяев - стоял как бы особняком, на торце узкого квартала. По одну сторону - были 2-х и 3-х этажные дома, а так же одноэтажные "бараки" (так их называли взрослые), по другую начинались кварталы частной застройки. А перед домом была большая поляна, на которой я гонял в футбол сам с собой. Потом бараки стали сносить и строить 9-этажки. Снесли и наш дом, благодаря чему мы переехали почти в самый центр города (к ЦУМу "Самара"). На месте нашего дома построили длинную серую высотку - и на этом продвижение многоэтажек в частный сектрор остановилось: соседские дома до сих пор стоят на месте. Три одноэтажных дома, отмеченные синим - школа-четырехлетка, ясли и детский сад №2 (который я и посещал - а в школу пошёл уже на новом месте). Теперь эти дома превратили в церковь.
Откуда черпал информацию:
-
http://camapka.ru (Географический альманах "Самарка")
- Книжка "Самара - Куйбышев: Хроника событий. 1586-1986 гг." (Под ред. Я.Г. Пылявского)
-
http://www.samaratrans.info ("Общественный транспорт Самарской области")
-
википедия