Сандро Боттичелли (1445 - 1510)
Вообще настоящее имя его - Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи. А "Боттичелли" - прозвище, означающее "бочонок". Происхождение прозвища доподлинно неизвестно, говорят, что Сандро "унаследовал" его от старшего брата, который был толстяком.
"Рождение Венеры", 1486
Сын кожевенника, он начинает изучать ювелирное дело, но вскоре переключается на живопись - поступает в ученики к знаменитому флорентийскому художнику Фра Филиппо Липпи.
Тут надо заметить, что во времена Возрождения, быть учеником художника означало не просто учиться у мастера: крупные художники - были своеобразными "брэндами". Над заказами могла работать вся мастерская: начинающие готовили краски, более опытные ученики делали подмалёвки, писали незначимые элементы картины, а потом мастер наносил финальные штрихи.
Но через какое-то время Липпи покидает Флоренцию и Сандро (уже довольно взрослый и умелый) переходит в мастерскую Андреа Верроккьо. Кстати, в это же время в подмастерьях у Верроккьо ходит юный Леонардо из Винчи.
Боттичелли обнаруживает значительные способности и в конце концов становится самостоятельным художником.
Вот несколько ранних самостоятельных работ художника:
"Мадонна Евхаристии", ок. 1470
"Поклонение волхвов", ок. 1475
Крайняя фигура справа в "Поклонении волхвов" - это сам Боттичелли.
Слава и авторитет Боттичелли стремительно растёт и вскоре выходит за пределы Флоренции. В 1481 году папа Сикст IV приглашает художника в Рим, чтобы тот вместе с другими видными мастерами того времени (Гирландайо, Перуджино, Росселли) расписал фресками стены свежепостроенной папской капеллы. А 30 лет спустя потолок капеллы распишет Микеланджело - речь, разумеется, о знаменитой Сикстинской капелле в Ватикане.
"Искушение Христа", фреска Сикстинской капеллы, 1482
Но мы всё-таки имеем дело с эпохой раннего Возрождения - а это значит, что живопись теперь обращается не только к религиозным темам. Во Флоренции правит клан Медичи и Лоренцо Великолепный - покровитель искусств и наук. По большому счёту на деньги Медичи и происходит весь этот флорентийский Ренессанс. Живописцы обращаются за вдохновением к античности - благо античность в Италии на каждом углу.
Пожалуй, самая красивая картина Боттичели - "Весна". Она украшала дворец Лоренцо Великолепного.
"Весна", 1482
К этому же периоду относится и знаменитое "Рождение Венеры".
"Рождение Венеры", 1486
Главный инструмент художника в то время ещё не цвет и не светотень, а линия. И Боттичелли владеет линией в совершенстве. Пожалуй, ни у кого больше нет такой плавности и изящества линий, как у Боттичелли. Просто полюбуйтесь:
В то же время по этим двум работам хорошо заметно, на каком этапе развития живопись была во времена Раннего Возрождения. Фигуры уже анатомически точны и даже как будто объёмны. Лица реалистичны и правильны. Но как организовано пространство на картине? Да никак - нет никакого пространства: фигуры будто бы выстроены в ряд перед плоским задником фона. Проблему плоскости живописцы преодолеют только во времена позднего Возрождения и барокко, когда откажутся от контуров и станут мыслить пятнами, а не линиями.
Но в линии Боттичелли, конечно, виртуоз!
Кстати, и в "Венере", и в "Весне" Боттичелли изобразил вот эту женщину:
"Портрет молодой женщины", 1480-1485
Это портрет (вероятно, несколько идеализированный) Симонетты Веспуччи, первой красавицы раннего Ренессанса. Она была возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Ну а замужем она была за Марко Веспуччи, родственником знаменитого мореплавателя Америго Веспуччи, который первым сообразил, что Колумб не добрался до Азии, а нашёл новый континент.
Но, как это часто бывало в истории человечества, время радости сменяется временем печали. На смену золотым годам Лоренцо пришло время Савонаролы - доминиканского монаха, проповедавшего отказ от роскоши и грехов. Он завоевал большую популярность во Флоренции и нашёл себе множество поклонников и сторонников, среди которых был и Боттичелли.
Савонарола оказал огромное влияние на жизнь тогдашней Флоренции, а символом его деятельности были так называемые "костры тщеславия" - на площади сжигали предметы роскоши, музыкальные инструменты, наряды, косметику, светские книги, картины... Есть легенда, что Боттичелли бросал в костёр собственные картины - но скорее всего это лишь легенда. Тем не менее, в этот период Боттичелли возвращается к религиозной живописи.
"Оплакивание Христа", ок. 1490
Радикальный Савонарола не мог не нажить себе врагов, в том числе и во властных кругах. В конце концов, он был объявлен еретиком и казнён. Это глубоко потрясло Боттичелли. В 1500 году он пишет "Мистическое Рождество", которую подписывает такими словами: "Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине"
Мистическое Рождество", 1501
На этом всё.