Любимые художники - Михаил Врубель

Jan 03, 2022 15:04

Михаил Врубель (1856 - 1910) - художник уникальный: яркий представитель своего времени и модного тогда стиля модерн, он при этом абсолютно самобытен, ни на кого не похож и удивительно многогранен.

Прямо сейчас в Третьяковке проходит грандиозная выставка Врубеля. Она построена несколько непривычным образом: не от ранних работ к поздним, как это обычно бывает. Разные залы выставки посвящены разным граням творчества Врубеля. А поскольку, они перекликаются между собой, то и архитектурно выставка напоминает лабиринт, по которому я и предлагаю прогуляться вместе со мной.



"Царевна-лебедь", 1900

Открывает выставку "Царевна лебедь" - одна из самых известных, красивых (и в то же время - понятных) работ Врубеля.

Врубель был женат на оперной певице Надежде Забеле и активно участвовал в театральной жизни - сам придумывал костюмы для жены, например. Вероятно, Надежда Забела-Врубель вдохновила художника и на эту работу - ведь она пела Царевну-Лебедь в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".

Первый же зал выставки посвящен самому известному циклу Врубеля - "Демону". Три больших работы созданные в разные годы.



"Демон сидящий", 1890



"Демон летящий", 1899



Демон поверженный", 1902

Тут хорошо видна разница между почти реалистичным сидящим Демоном и фантастическим поверженным, созданным десятилетие спустя. Говорят, Врубель дописывал и переделывал "Поверженного" прямо на выставке - не всё устраивало его в уже готовой картине.

В следующем зале тоже Демон - но уже графический: параллельно с работой над своим циклом, Врубель делал иллюстрации к "Демону" Лермонтова.



"Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова"

Тут меня удивило, что характерная для Врубеля "мозаичность" картинки, которую я для себя объяснял живописной техникой художника присутствует и в его графике. Чем-то это похоже на Густава Климта. У Врубеля герои будто бы "прорастают" из фона. И особенно хорошо это видно на его "сиренях" (им тоже посвящен отдельный зальчик в экспозиции)



"Сирень", 1900

Приехав в Москву, Врубель попал под покровительство Савы Мамонтова, который весьма благоволил всему новому искусству (да что уж там - во многом на его деньги оно и создавалось).



"Портрет С.И. Мамонтова", 1987

В сотрудничестве с Мамонтовым проявляется вся многогранность Врубеля - он не только пишет картины, но и занимается реставрацией, работает с интерьерной живописью - пишет огромные панно для модных московских особняков (некоторые из них представлены на выставке), работает с керамикой. У Мамонтова есть керамическая мастерская в Абрамцево, и Врубель становится там своеобразным главным дизайнером. До сих пор керамический декор, созданный при участи Врубеля, можно встретить на улицах Москвы: от облицовочной плитки, выполненной по его эскизам, до огромного панно "Принцесса Грёза", венчающего фасад гостиницы "Метрополь" в самом центре столицы:



Керамика Врубеля тоже есть на выставке. Например, вот такой камин:



Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1899

В эти годы он пишет несколько больших панно для павильонов Нижегородской выставки, пишет мистические работы своего ночного "Сказочного цикла"



"Пан", 1899



"К ночи", 1900

Однако, у Врубеля не всё складывается гладко. Публика не особо принимает его творческие эксперименты. С деньгами, поступающими от мамонтовских заказов, он распоряжается не особо умело - любит погулять широко. Всё это сказывается на психике художника. Первый серьёзны кризис случается ещё во время работы над "Демоном поверженным". Примерно в то же время у Врубеля и Надежды Забелы рождается сын Савва - с заячьей губой и слабым здоровьем.



"Портер сына", 1902

У Врубеля получается страшный детский портрет - ребёнок с испуганными взрослыми глазами. Видимо, художник понимал, что сын долго не проживёт - мальчик умер в двухлетнем возрасте. Это, вероятно, окончательно сломало Врубеля. Последние 7 лет жизни он проводит в психиатрических клиниках.

При этом художник продолжает работать. Рисует всё, что попадается ему на глаза: портреты врачей и санитаров, вид из больничного окна...



"Дерево у забора", 1904

Наконец, просто смятые одеяла на кровати.



"Кровать. Бессонница", 1905

Врубелю подарили морскую раковину под пепельницу, и он создал из этой безделицы целый цикл графических работ, где исследовал все её изгибы и переливы, пытался в карандашном монохроме передать весь её блеск и красочность. Эти рисунки тоже есть на выставке. А есть и живописный вариант раковины, куда художник посадил две женские фигурки.



"Жемчужная раковина", 1904

Пишет и возлюбленную свою - Надежду Забелу-Врубель



"Портрет Н. Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев", 1904

В 1906 году состояние Врубеля стало ухудшаться быстрее - он начал терять зрение, постоянно галлюцинировал. Но мучения художника закончились только в 1910-м. Рассказывают, что накануне своей смерти Врубель оделся, привёл себя в порядок и сказал санитару: "Довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию". На следующий день гроб с телом Врубеля стоял в зале Академии художеств. На похоронах Александр Блок сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи... Тех миров, которые видел он, мы не видим».

Закончу одной из последних картин на выставке и, кажется, последней законченной живописной работой Врубеля. Теперь уже не демоны, а ангелы.



"Шестикрылый серафим", 1904

Ну а выставка будет работать до 8 марта.

любимые художники, изо, Врубель

Previous post Next post
Up