В конце XIX века в английском искусстве возникло "Братство Прерафаэлитов": художественное движение, черпавшее вдохновение в искусстве раннего Возрождения (то есть "до Рафаэля"). Сегодняшний герой - один из представителей прерафаэлитов.
Джон Кольер (1850-1934)
Выходец из успешной семьи - его дед, отец и старший брат занимали высокие государственные посты - он предпочёл художественное ремесло.
"Леди Годива", 1987
Поскольку дело было в Англии, художники-прерафаэлиты обращались не только к античным и библейским сюжетам, но и к английской истории и английским легендам.
Леди Годива - жена графа Леофрика. Будучи женщиной сердобольной, она упрашивала мужа снизить непомерные налоги, которые он брал с жителей города Ковентри. Графу это в конце концов надоело, и он решил взять жену "на слабо": пообещал снизить налоги, если Годива проедет на лошади через весь город голой. А она взяла - и согласилась. Жители города выразили признательность своей покровительнице: в назначенный день и час улицы Ковентри опустели, все ставни и двери в городе были закрыты - и Годива проехала нагой по абсолютно пустому городу, никем не увиденная. Граф отдал должное самоотверженности супруги и своё обещание выполнил.
Вообще, по моему скромному мнению, самые красивые женщины в живописи - у прерафаэлитов: Россетти, Уотерхаус... ну и Кольер, конечно.
"Лилит", 1886
"Водная нимфа", 1923
"Тангейзер", 1901
Женщины у Кольера не только мифические, но и реальные - он отличный портретист.
"Анджелла Теркелл", 1914
"Марион Кольер (Хаксли)", 1883
Собственно, портреты и приносят ему основной заработок. Кольер был весьма успешным художником. Среди его заказчиков - известнейшие люди.
"Редьярд Киплинг", 1891
"Чарльз Дарвин", 1883
"Профессор Хаксли"
На последнем портрете - Томас Генри Хаксли (Гексли). Английский учёный, зоолог, активный последователь Дарвина и... дважды тесть художника. Кольер был женат на двух его дочерях. Разумеется, не одновременно: после смерти первой жены Марион (её портрет я показывал выше), он женился на её сестре Этель. Такой манёвр в тогдашней Англии был невозможен, поэтому ему пришлось выехать для заключения брака в Норвегию.
Строгая мораль викторианской эпохи тоже нашла своё отражение в творчестве Кольера. Хоть ему и самому доставалось от ханжей (за обнаженку, в том числе), есть у него и нравоучительные работы. Тут он больше на женщин обрушивается - всё-таки они его, видимо, сильно интересовали.
Вот сцена с признанием жены в измене:
"Признание"
И даже вместо блудного сына у него блудная дочь:
"Возвращение блудной дочери", 1901
Ну а закончим всё-таки не моралью. а красотой. Холодной серой зимо-осенью не помешает немного весны:
"Весна"
"Любимые художники" на Дзене:
https://zen.yandex.ru/fav_arts