Весной этого года мне довелось побывать на большой выставке этого художника в Государственном историческом музее в Москве.
Альбрехт Дюрер
(1471 - 1528)
"Автопортрет в одежде, отделанной мехом", 1500
Вот такой вот видный мужчина. Вообще, Дюрер считается основоположником такого жанра, как автопортрет. А ещё и первым среди европейских художников, кто написал свою автобиографию. Так что многое о нём мы знаем от него самого.
Родился в Нюрнберге, в семье ювелира, переехавшего сюда из Венгрии. Их венгерская фамилия (ну или прозвище по названию родной деревни, как тогда было принято) Айтоши, от венгерского "ajto" - "дверь". Переехав, отец буквально перевёл фамилию на немецкий. Дверь - "die Tur", получилось: "Turer". Ну а потом как-то трансформировалось в Durer.
Двернов, в общем - дверь даже на их фамильном гербе присутствует.
Отцовскому ремеслу Альбрехт-младший предпочитал рисование
"Автопортрет в возрасте 13 лет", 1484
Отец, хоть и без восторга, принял выбор сына и отправил его учиться к местному художнику Михаэлю Вольгемуту. У него Дюрер учится живописи и гравюре. И, судя по всему, графика больше привлекает Дюрера.
Иллюстрация к книге "Рыцарь де ля Тур", 1493
В завершении своего обучения, 18-летний Дюрер отправляется в путешествие по Северной Европе, знакомится с художниками, перенимает опыт и, среди прочего, осваивает технику гравюры на меди (у Вольгемута он учился гравюре по деревянной доске). Медь требует большей точности в работе, но зато позволяет создавать более детализированные и "тонкие" отпечатки. Вот посмотрите:
"Адам и Ева", 1504
"Рыцарь, смерть и дьявол", 1513
"Святой Иероним в келье", 1514
И, пожалуй, самая загадочная его работа:
"Меланхолия", 1514
О символах и смыслах "Меланхолии" написано множество книг и исследований. До сих пор ведутся споры, кто тут изображен (есть мнение, что это сам Дюрер), что означают разбросанные всюду инструменты, для чего тут шар и какая-то призма, почему в небе радуга и комета и т.д. и т.п. Я же обращу ваше внимание только на одну деталь - так называемый "магический квадрат":
Сумма чисел по всем линиям и диагоналям - 34. Две центральные клетки в нижнем ряду - год создания гравюры (1514). Возможно и ещё что-то можно тут найти при желании.
Вообще, Дюрер был известен современникам не только как художник, но и как учёный. Он серьёзно занимался геометрией - писал научные работы по теории перспективы, теории кривых, измерениям линейных величин. Изучал анатомию и антропометрию. Оставил след и военной инженерии: он автор труда по теоретическим основам фортфиикации. В общем был эддакий "универсальный человек", прямо как Леонардо на юге Европы.
Но вернёмся к изобразительным искусствам. Достигнутое совершенство в технике гравюрыприносит Дюреру и славу, и заработок. Гравюра - это же не продать картину, это тиражи и книгопечатание. Особенной популярностью пользуется его "Апокалипсис" - серия из 15 гравюр (на дереве, кстати), созданных в 1496-1498 годах.
"Четыре всадника апокалипсиса"
"Зверь о семи головах и зверь с рогами агнца"
"Битва Михаила Архангела с драконом"
На вышеупомянутой выставке в ГИМ "Апокалипсису" был посвящен отдельный зал, оформленный падающими с неба-потолка камнями.
"Апокалипсис" на выставке Дюрера в ГИМ. Фото моё.
Через несколько лет после "Апокалипсиса" Дюрер едет в Венецию. Он уже бывал в Италии, но теперь едет в статусе признанного мастера. В Венеции набирают оборот Тициан и Джорджоне. Доподлино неизвестно, встречался ли с ними Дюрер, но тогдашняя венецианская арт-тусовка приняля его с пренебрежением. Венеция - царство цвета, и чёрно-белый Дюрер тут чужак.
На помощь приходит немецкая диаспора Венеции. Дюреру заказывают живописную картину для пострадавшей в пожаре местной немецкой церкви. Художник берётся доказать итальянцам, что он тоже "умеет в цвет". И блестяще справляется с этой задачей:
"Праздник чёток", 1506
"Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками" - пишет Дюрер в письме другу. "Праздник чёток" считают началом немецкого Возрождения.
Покажу ещё пару живописных работ.
"Богородица и ребёнок с грушей", 1512
"Четыре апостола". Диптих, 1526
Дюрер планирует издать учебник для художников, в котором он собрал бы все свои теоретические изыскания и практику. Но, увы, не упсевает. Художник умер в 56 лет, в Нюрнберге.
А закончим забавной и изветсной работой. Одной из натурных штудий Дюрера.
"Заяц", 1502
"Любимые художники" на Дзене:
https://zen.yandex.ru/fav_arts