*ЧикагоГорТранс как удар по либерализму*
В Чикаго очень хорошая система общественного транспорта, одна из лучших в Америке. Город по местным меркам старый, застроен задолго до автомобильного бума. Кстати, если кто пишет, что, мол в Америке нет проблем с парковкой а/м - не верьте. Есть всё: и с парковкой проблемы, и пробки на хайвеях, и даже очереди в магазинах. Ну и что прогноз погоды врёт - не без этого.
Что могу сказать про парковки: по пригородам ещё ничего, но в центре найти просто незанятое парковочное место у обочины - обычно большая проблема. Это при том, что они все платные ($1.25/ч) и больше трёх часов стоять нельзя, а стоянки от 10$/день. Серьёзные организации типа университетов, банков и пр. имеют спецстоянки - только для сотрудников. В общем, выкрутиться можно, но вообще проблемы есть. Похоже, что из-за недостатка площадей в старом городе общественный транспорт и развился.
Вот как оно выглядит.
Основная транспортная контора называется CTA,
Chicago Transit Authority, что без особого искажения переводится как ЧикагоГорТранс. С 1974 года весь городской транспорт в Чикаго объединён под началом одной организации (
RCA, ~ОблТранс), которая полностью управляется местными властями. В составе ОблТранса есть три собственно транспортных конторы: CTA (автобусы, метро/надземка), PACE (пригородные автобусы) и Metra (пригородные поезда).
Гортранс работает в черте города, возит на автобусах и L-Train'ах - это, в общем, метро, только по большей части надземное. Все линии смыкаются на the Loop (Петля) в центре, но кольцевой нет и все основные пересадки - в центре . Здешнее метро иногда спускается под землю, иногда идёт наверху по эстакадам. Старые участки эстакад иногда выглядят примерно как некоторые мосты в Питере на Финляндской ветке, ещё на заклёпках. Где возможно, железку пускают по земле между полосами скоростных хайвеев, но чаще поезда идут над землёй - и среди небоскрёбов (кроме Синей и Красной линий), и среди двухэтажных окраин города. Было бы интересно поглядеть на это сверху, но пока такой возможности нет.
А с земли это смотрится примерно так:
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000r96f/s600x800)
Если смотреть из метро, можно увидеть город немного сверху и "изнутри". Интересно, что поезда по эстакадам часто идут в паре метров от чьих-то окон и балконов, иногда просто вровень с крышами Летом можно видеть, как люди загорают на крышах прямо напротив окон поезда. Как там можно жить или хотя бы работать - не представляю.
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000t5kb/s800x600)
Подземных участков мало и вестибюли метро выглядят заметно скромнее питерских. Колонны выполнены в виде стильных двутавровых балок.
Минимализм, или как там его?
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000s14b/s800x600)
В общем, CTA это обычное метро плюс автобусы, а в ближайших пригородах ездят такие же автобусы, но другой конторы, PACE. Я до работы обычно еду с пересадкой автобус-метро, по деньгам одна поездка обходится порядка $2 - но это чтобы только залезть в Гортранспорт, а пересаживаться в отведённых местах можно почти бесплатно или за символические 25 центов. Проездные есть на выбор, по поездкам, на неделю и на месяц, месячный для PACE+CTA стоит $86 - что, в общем, вполне терпимо.
***
Самый удобный способ доехать в центр - это поезд Metra'ы. С непривычки можно попутать, но
Metra - это такие "электрички", обычно с двухэтажными вагонами. Дизель часто идёт в хвосте - чтоб не дымил на белых людей, но нередко и впереди. А на вокзале всё равно воняет, да и шумит будь здоров.
На фото непонятно, но вообще может быть, что поезд идёт именно "хвостом вперёд" по правому пути, а машинист смотрит из окошка на 2-м этаже.
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000wec0/s320x240)
На таких поездах из богатых пригородов каждое утро деловые люди отправляются в на работу в даунтаун (центр). Интересно, что в каждом вагоне едет кондуктор в форме и при фуражке.
Оба ж.д. вокзала г. Чикаго вместе с подъездными путями находятся под самым деловым центром, прямо под небоскрёбами. Это, должно быть, очень удобно для деловых людей, 40 минут на поезде - и сразу на работе. В крайнем случае можно на автобусе (да-да!) подскочить: маршруток нет как класса. Ну или на такси, если очень надо.
По поводу контингента в транспорте есть ещё одно замечание. Если в автобусах-метро ездит народ простой, разночинцы и прочие студенты, то "по электричкам" катаются в основном деловые люди. Я одно время поездил, насмотрелся: много очень, очень серьёзных и солидных мужиков, "в самом расцвете сил". Сразу видно: едут специалисты по финансовым разборкам, юридическим баталиям и прочим забавам современных добрых молодцев. Общее впечатление - "таким палец в рот не клади!"
Странно, конечно, что "проклятые капиталисты" ездят на общественном транспорте, не очень это вяжется с традиционным образом американского бизнесмена. Но на самом деле много разного народу ездит на работу на машине, я с утра это тоже всё вижу, пока жду метро. А если товарищи бизнесмены ездят на поезде, это значит, что им так удобнее: они экономят время, работают и не стоят в пробках.
Вообще, конечно, если присмотреться, таких "не очень вяжется" будет очень и очень много.
***
При знакомстве с ГорТрансом сразу бросается в глаза, что между транспортными конторами нет абсолютно никакой конкуренции - каждый работает в своей нише. А главное, что поразило меня ещё в первый визит в Чикаго - не железная дорога под небоскрёбами, нет, это-то дело техники, - а скидки на проезд: молодёжи, пенсионерам и т.д. Об этом можно почитать и в брошюрках в транспорте, и в
сети - всё открыто для всеобщего обозрения.
Ни-ка-кой монетизации льгот нет и в помине. Хотя казалось бы: капитализьм, Чикаго, оплот демократов и гнездо неолибералов мирового значения.
Ан нет. Никакой конкуренции, никакой монетизации, сплошной тоталитаризм (tm). Что-то мешает американцам жить по рыночным заветам "чикагской школы" и лично
Милтона Фридмана: "…из 14 пунктов, предложенных им в «Капитализме и свободе», в США реализован только один - отмена обязательного призыва”. Ни-ка-ких реформ в духе "эффективных собственников" не было, нет и не предвидится.
С общественным транспортом это вроде бы и мелочь, но мелочь далеко не единственная. Везде, куда ни плюнь, американцы отходят от "капитализьма" в сторону чего-то социалистисського. Общий лозунг, который подводится под любой бизнес - "служение обществу" ("serving community since…"), а вовсе не пресловутое "обогащайтесь!"
Вот, например, плакат на стене кафе-мороженого:
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000zs7d/s800x600)
Недавно на работе была лекция по технике безопасности, с высокой трибуны открыто заявляли: если у вас нет какой-то мелочи, не спешите покупать целую банку-коробку, лучше спросите у соседей. Это в основном про химикаты и для сохранения окружающей среды. А поскольку этот подход официально объявлен одним из крупнейших работодателей штата - деталька интересная.
Ещё хорошая деталька - финансовая политика: государство отбирает деньги у тех, кто побогаче, и даёт тем, кто победнее. И это называется помощь беднейшим слоям населения, а вовсе никакая не "советская уравниловка"(tm).
Пример из жизни: в одном доме живут две женщины, обе из Восточной Европы, обе примерно одного статуса и положения, обе разведёнки с двумя детьми. Но одна работает в банке за ~5 тыщ в месяц (это не так много при здешних расходах), и платит тыщу налогов. А другая "памывает" тыщи за две и получает от государства бонусы в виде возврата налогов и "талонов на усиленное питание". В её случае это, кажется, $350/месяц, а некоторым, говорят, и за квартиру платят. В итоге обе соседки живут не то, чтобы одинаково, но сравнимо - и это при разнице зарплаты в два раза.
Ну и ещё штришок: обамовская реформа здравоохранения до сих пор буксует, но с недавних пор все дети в штате Иллиной могут получать медицинскую страховку
Allkids бесплатно или по символической цене (скажем, $20 в месяц вместо 200). По сути, это введение бесплатной медицины для отдельно взятых детей отдельно взятого штата.
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000xygw/s320x240)
Напомню, что это Америка, Чикаго, демократы и либералы.
На словах - каждый человек сам кузнец своего счастья и никому ничего не должен. А на деле получается, что в США строят что-то больше похожее на СССР.
Люди Свободного Мира (tm) копируют опыт Тоталитарного Режима" (tm). Да. Но пока слово "социализм" относится к неприличным, пользуются другими словами. Вот и всё.
Можно предположить, что
ничего странного в этом нет: "Запад ...никогда не связывал себя ничем в идеологическом смысле. Никогда. Ничем."
И с этим, кстати, очень трудно спорить. Например, если посмотреть, с кем и против кого дружила Америка в XX веке - так там полмира перебывало друзьями, врагами и снова друзьями - взять хотя бы ту же Японию.
Это называется
прагматизм: кто нам больше полезен, тот и хороший. И вообще: истинно то, что нам выгодно. Я как-то раньше по наивности такой прагматизм не понимал, и считал его чем-то отвлечённым - но нет, это очень, очень продуманный и полезный практический подход. Правда есть одна тонкость: надо отличать настоящие, долговременные потребности от сиюминутных. А иначе рано или поздно может получиться нехорошо.
...А касательно громких слов про свободу и прочее стремление к счастью - пожалуй, да, они с реальностью связаны не очень сильно. И для серьёзных людей "
либерализма в мире ... нет уже давно. В Англии с либерализмом было покончено сразу после войны, ...в Америке последним президентом, не бывшим, а всего лишь позволявшим себе замашки либерала, был Джимми Картер.
Оставался, правда, призрак либерализма, бродивший не только по Европе, но и вообще то тут, то там. Главным образом там, где нужно было кого-то поставить на колени. Для этой надобности в живых была оставлена либеральная риторика, но никак не практика. Либеральную практику недрогнувшей рукой вонзили другим, вонзили по самую по рукоять ... А себе умный вредить не будет."
Ну что можно сказать - очень красочно и на удивление точно. Серьёзные люди сами выбирают, быть им сегодня либералом или ещё кем.
Пусть не очень эстетично, зато дёшево, надёжно и практично.
***
И опять память упорно возвращается к либеральным реформам в РФ, к монетизации льгот (2005). Вспоминается, как убеждали "дорогих россиян": это, мол, выгодно и прогрессивно. Но вот в Америке почему-то такую реформу никто не проводит, и люди до сих пор пользуются "допотопными льготами" на проезд. ...Чего-то, видно, американцы в экономике не понимают.
Ага, американцы. И именно в экономике, да.
Вот они, эти тёмные личности:
![](http://pics.livejournal.com/savechenkov/pic/0000ysb8/s600x800)
Как нам сообщал г.-н Задорнов, "они - тупыыыее!"
Пожалуй, следующая серия - именно про это.