Ч6. ИТОГО
Если внимательно читать Мастера и Маргариту, сверяясь с "Фаустом" Гёте, то
можно обнаружить много интересного. Выглядит это так, что Булгаков переложил историю Фауста на свой лад, под себя, но при этом перевернул вселенную Гёте вверх дном. В мире МиМ нет Господа и ангелов, а есть только Хозяин-Воланд и его свита. По сути, это
вариант
(
Read more... )
>типично гностическое презрение к обычным людям, где-то на уровне нацистских, сектантских или тюремных понятий
Алексей Чадаев
27 июль 2020 г.
В ленте подряд попались два поста.
Первый - длинная жалоба на В.С.Высоцкого, что ему мы обязаны превращением этики и ценностей урлы из маргинально-субкультурных в общенациональные - короче, вот это бесконечное «радио Шансон» из каждой маршрутки.
И второй, почти сразу вслед - ссылка на дискуссию Нечаева-Новые-Люди с Вишневским-спасём-соборы-от-попов в «Новой Газете» по поводу того, на каком языке оппозиция должна разговаривать с властью - «вы заблуждаетесь, коллеги» или «сдохните, твари».
И я вдруг понял, что эти два поста - про одно и то же.
Почему никак не получается у нас в России «умеренной оппозиции»? В первую очередь потому, что с блатной точки зрения договариваться с «кумом» о чем бы то ни было - значит ссучиться.
В ролевом сеттинге «людей с хорошими лицами», который они унаследовали от позднесоветской диссиды, Россия представляет из себя концлагерь, президент - это его директор, Администрация - это администрация, силовики и чиновники - понятное дело вертухаи, а население - фраеры и «мужики». И только они, владеющие «понятиями» - высшая каста.
Отсюда такое внимание к «зашквару», под которым понимается любое «сотрудничество» как таковое. «Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок... дурилка картонная, обмануть хотел» - с этим джигарханяновским пафосом Кац, Навальный и компания сейчас обсуждают того же Нечаева, и всей тусовкой это воспринимается как само собой разумеющееся.
Черчилль в своей «Второй Мировой» с гордостью рассказывает, как он, будучи в середине 30-х в жесточайшей оппозиции к правительству Чемберлена, тем не менее согласился войти в состав комиссии, занимающейся модернизацией военного авиастроения, и приложил массу усилий к восстановлению паритета с Германией в воздухе. Отдельно оговариваясь, что в этом и состоит преимущество демократии - будучи несогласным с правительством практически во всем, можно тем не менее эффективно взаимодействовать в тех вопросах, где точки зрения совпадают.
Reply
(продолжение)
Можем ли мы представить, скажем, что Навальному поступит предложение войти, к примеру, в общественный совет при МВД по борьбе с коррупцией? И тем более - что он его примет, будет там работать и с чувством выполненного долга отчитываться об этой своей работе на своём сайте или в соцсетях? И что его аудитория воспримет это как единственно разумную и правильную линию поведения?
Боюсь, что ни с одной из сторон это невозможно. Для чиновников и тем более силовиков он, можно сказать, рецидивист и преступный элемент, вдобавок наверняка еще и агент - у них ведь та же урла в головах, ибо народ и партия едины. Для самого Навального это потеря лица. Для его аудитории это скорее всего зашквар - «продался», ха.
Даже когда его выставляли на московские мэрские выборы в 2013-м, я помню, как муниципальные единороссы дружно болели, брали отпуска и всячески косили от спущенной сверху задачи набрать ему подписей на муниципальный фильтр - устное указание к делу не пришьёшь, а подпись-то останется, и ведь предъявят потом (конечно, и у них все та же урла в головах).
Что такое «воля» в этой картине мира? Это момент, наступающий сразу после пересечения государственной границы РФ в сторону «отсюда». Вожделенный, прекрасный и недолгий. Только там, «на воле», деньги - это деньги, собственность - это собственность, а закон - это закон. А у нас тут все условно, ибо тут лагерь, и все эти дворцы на Рублевке и миллиарды на счетах - только до тех пор, пока не пришла вохра устраивать шмон. Не верите - спросите у Фургала (Гайзера, Хорошавина, Абызова, Арашукова, Ходорковского etc.)
Хабаровский движ, кстати, даже стилистически напоминает знаменитые гулаговские бунты 53-го. Все заходы пропагандистов о том, что Фургал-де, возможно, убийца, бьются о железобетонную установку, что у нас каждый и так вообще-то под статьей ходит, а уж у Сергея Ивановича бизнес такой, нельзя было никак без этого - время-то какое тогда было бла-бла-бла. Но он же не беспредельщик при этом, наоборот совсем, зачем с ним так, волки позорные? Мы вам конституцию, вы нам наручники? Вейся, чубчик, чубчик кучерявый.
Об этом же - знаменитые навальновские «жулики и воры». То, что вохра в основном состоит из конченных нелюдей - тезис как бы само собой разумеющийся, но «жулики и воры» означает несколько другое: этим место тут, на шконке, а не за колючкой в здании с флагом. «Власть должна быть ближе к народу», да.
Свалить все это на Высоцкого легко - он уже сорок лет как умер. Но мне кажется, не в нем тут дело. Не только царь и не только разруха, но и ГУЛАГ - он в головах. И вопрос о возможности мирной смены власти - важный, но второстепенный по сравнению с вопросом о способности научиться видеть в оппонентах людей и партнеров по диалогу. Подлинная десталинизация - в этом, а не в спорах об истории. И она, увы, похоже, еще даже и не начиналась.
Reply
Leave a comment