Ч3. ТЕОРИЯ
Гностические учения утверждают, что наш мир - плохой и безнадёжный. Добрый и справедливый Бог есть, но к этому миру он не имеет почти никакого отношения. Наш мир сотворён другим, низшим богом, и вот этот бог-творец (Демиург) - злой, жестокий и не всесильный: он старается искоренить зло, но у него это не получается.
У Булгакова, если присмотреться, картина похожая: Воланд управляет жизнью на Земле по своему усмотрению (см. глобус), лишь иногда прислушиваясь к голосам со стороны (Левий Матвей).
... видите этот кусок земли, бок которого моет океан? (с)
В тексте МиМ раскидано много указаний ("добрые люди",
фиолетовый рыцарь и т.д.) на
ересь катаров), так что имеет смысл на ней остановиться.
Учение катаров обычно описывается как гностически-
манихейское. Отличие от гностиков тут в основном то, что вместо сложной иерархии мистических сущностей (эонов) - есть просто Добро и Зло. Причём наш мир - это конечно зло, и общий настрой примерно такой же, "мир - большая тюрьма".
Click to view
Ларец Марии Медичи - х/ф, 1980. Завязка - разгром катаров в 1244-м.
Катары считали, что Демиург - это бог евреев из Ветхого Завета [1], уж там-то кровища рекой и всё остальное в комплекте [2].
Следующий шаг в теории [3] - это признать, что мир на самом деле сотворён Сатаной. Википедия говорит, что у катаров такое мнение встречалось, что неудивительно.
В МиМ идут намёки на то, что Воланд - создатель этого мира [4], но напрямую это нигде не сказано. Возможно, Булгаков счёл, что такое будет слишком шокировать неподготовленного читателя.
В любом случае, мироустройство в романе от этого не меняется: Воланд всесилен, мир плох, и поделать с этим ничего нельзя в принципе. Хотя за определённые заслуги можно получить спасение наверху.
У Гёте что-то похожее говорит Мефистофель, но он там - не хозяин, а так, мелкий бес-искуситель. Лукавит, конечно:
Да, господи, там беспросветный мрак,
И человеку бедному так худо,
Что даже я щажу его покуда.
Понятное дело, что в такой логике людям с этим миром никак не справиться. Просто потому, что мир создан злым Богом и что-то здесь изменить людям просто не дано. Поэтому настоящему гностику не интересно очень многое: семья, продолжение рода, построение лучшего и справедливого общества. Это для него абсолютно бессмысленно.
Проблематика гностиков сводится к духовному спасению (движению к плероме) и отчасти тому, как-бы устроить что-то вроде апартеида для всякого быдла (гиликов), чтобы не мешали жить.
Максимум, что гностик может сделать - это найти единомышленников, постичь Истинное Учение, и в итоге уйти наверх. Разрушить, тксть, тяжкие оковы и умереть.
А вот по перспективам ухода наверх уже у гностиков-валентиниан (IIв н.э.) всё очень интересно: люди делятся на три сорта , а именно телесные, душевные и духовные (вообще, это сочетание слов - хороший маркер гностики) [5].
Телесные ("гилики", "физики"[6]) - это в общем-то животные, полное быдло; после смерти от них ничего не остаётся. В МиМ это все неосновные персонажи, автор над ними смеётся, но никак не сочувствует.
У душевных ("психики") есть два варианта: быть как быдло, или возвыситься к Демиургу. Берлиоз - это первый вариант, его убивают и далее о нём ничего не известно. Мастер - второй вариант, он небыдло и Воланд в итоге даёт ему приют где-то у себя. Валентиниане называли это "среднее место": не тлен, но и не настоящий рай.
Самая "блатная" категория - это духовные ("пневматики"), они гарантированно попадают в истинный рай Верховного Бога. Им вообще можно делать всё что хочешь, потому что данную им частичку Верховного не испортишь ничем.
Идея отличная: если ты - избранный, то автоматически, пожизненно и авансом получаешь
полное отпущение всех грехов. Делай что хочешь, дорогой! Чистому всё чисто! Более того, грешить - полезно (см [6];
Ч2, [6]). Ну а бОльшую часть окружающих можно с чистой совестью и за людей не считать. Очень удобно.
В МиМ к "пневматикам" можно отнести, вероятно, только Левия Матвея: он полностью порвал со своим налоговым прошлым, преобразился при жизни, и Га-Ноцри берёт его напрямую к себе.
Что ещё из гностической картины мира мы видим в МиМ? Вот например, сама фигура Мастера: если посмотреть на неё со стороны, становится немного не по себе.
Затурканый жизнью 40-летний мужик, работавший в музее (!). Он что-то пишет про духовность, но общество ему не нужно от слова совсем. Но - с гонором. И когда хочет публиковаться, то совершенно не учитывает политической обстановки, а это всё-таки СССР 1920-х - 30х. Ему кажется, что весь мир - против него.
Судьба Мастера печальна: в жизни не добился ничего, кроме выигрыша в лотерею; писал, не опубликовался, из-за этого сошёл с ума, попал в психушку и там помер.
В романе смерть Мастера подаётся как своеобразный хэппи-энд: Га-Ноцри просит Воланда взять его к себе. Причём "свет" - это истинное спасение, но таких малодушных туда не берут. А вот "покой" у злого бога - это именно то, на что Мастер наработал.
...- а что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
Никакой семьи, детей, успеха и признания Мастеру не полагается в принципе, потому что в гностической картине мира всё материальное - зло, темница духа, и ничего более.
Этим же, наверное, можно объяснить то, что бесплотные духи в романе едят и пьют: дух первичен, а как он отображается в материи - дело десятое.
---
В общем, понятно, что если люди серьёзно начинают заниматься самообманом, здравый смысл обычно отдыхает.
С точки зрения нормального человека, гностицизм это однозначно ересь. Это способ обмана своих социальных инстинктов: не получилось выбиться в хозяева жизни - так достигни просветления и наплюй на остальных, они всё равно не настоящие люди. Такой вот самообман. Лесть.
Понятно и то, что интеллигенция этой лести поддаётся легче остальных: большого успеха нет, вокруг идиоты, и очень хочется чего-то светлого и высокого. Видимо, Булгаков принял такую лесть по результатам своих мытарств в 1920-х. Принял, несмотря на разрыв с реальностью и здравым смыслом. Зависть коллег - штука тяжёлая.
Ч4 => ПРИМЕЧАНИЯ-3
[1] "Отношение катаров к Ветхому Завету было в целом критическим. Значительную часть ветхозаветных писаний они отвергали. Ветхозаветный Бог в их представлении - не кто иной, как бог гнева, «бог века сего или князь мира сего», злое начало. Чтобы вернее ввести людей в заблуждение и отвратить от спасительного пути, он заставил их поклоняться себе. Доводом в пользу того, что Ветхий Завет инспирирован «князем мира сего», катары считали изобилие в нём жестокости и чрезмерное внимание к плотской стороне бытия."-
wiki [2] Прогневать Господа в Ветхом Завете очень легко, и это часто означает лишиться жизни. Вот пример Онана (Быт. 38:9): живя (по закону) с женой покойного брата, он предохранялся от нежелательной беременности (вытаскиванием?), "изливал [семя] на землю". За что и поплатился головой, подробностей не даётся.
[3] Ветхий и Новый заветы по духу очень непохожи, и это провоцирует пытливые умы на всякие еретические предположения, как оно так получилось. Церковь, естественно, объявляет всё это опасной ересью и начинает бороться. И таки да, гностицизм действительно можно считать родовой травмой христианства.
[4] Сама хозяйственность Воланда и его свиты по отношению к происходящему на Земле заставляет задуматься: а им-то всё это зачем? Возможно, Воланд не только управляет проектом "Земля", но он же и автор проекта? И "перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил" служит намёком на то, что всё не так просто.
[5] Ириней Лионский: Они признают три рода людей: духовный, земной, душевный, соответственно тому, как были Каин, Авель и Сиф ... Земное, учат они, обращается в тление; душевное же, если изберет лучшее, упокоится в среднем месте, если же - худшее, то поступит в подобное тому; а духовные начала, посеваемые Ахамофою, с того времени до ныне в праведных душах обучаемые и воспитываемые здесь, - так как посылаются сюда незрелые, - достигают потом совершенства, и отданы будут в невесты ангелам Спасителя.
Против ересей, 1, VII, 5.
[6] "...людей гностики делили на три группы: физиков, психиков и пневматиков. Физики, т. е. все антигностики, люди по природе своей бездуховные и порочные, поэтому они со временем уничтожатся. Психики могут спастись под руководством пневматиков, но должны исполнять жесткие нравственные предписания. А пневматики как избранное меньшинство, обладающее эзотерическими познаниями, автоматически попадут в блаженство Плиромы. Поэтому одним предписывался очень строгий, сверхаскетичный образ жизни, где брак считался нечистым, греховным. Другим же был предписан для поругания и уничтожения материи и самой жизни противоестественный человеческой природе разврат."
Альберт Александрович Крылов, "Психология".