Ремесленная 3А. Футбол все спишет

Sep 04, 2015 14:37

Оригинал взят у bardm в Ремесленная 3А. Футбол все спишет
Ради строительства «Серного» моста к Чемпионату мира по футболу 2018 г. город готовится снести историческое здание, «назначив» его советским.
  4 сентября завершается подача заявок на конкурс по строительству моста в створе о. Серный (http://www.gz-spb.ru/gzPurchases/ViewPurchase/corebofs002080000ksh602f24e7bkko). Строительство моста оценено в 8,9 млрд рублей. Проектная документация, по которой подрядчику предстоит строить мост, подразумевает снос здания по адресу ул. Ремесленная д. 3 литера А. Здание не является заброшенным или аварийным, в нем продолжают жить люди. По некоторым сведениям, многие собственники еще даже не в курсе предстоящего изъятия их собственности.
Как известно, демонтаж исторических зданий в границах зоны ЗРЗ-2, согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" не допускается. Градозащитники отправили ряд обращений в администрацию губернатора Санкт-Петербурга и городскую прокуратуру, однако, получили отписки о том, что здание, якобы, было построено в 1920 г., а значит, закон позволяет его снести.



Фасад дома №3 по ул. Ремесленной

Здание по адресу ул. Ремесленная д. 3 литера А было построено в начале XX в. на территории Пивоваренного завода «Бавария», вероятно, для работников этого завода. Завод «Бавария» был основан в середине XIX века. В 1796 году на Петровском острове, на котором тогда рос густой лес, открылся первый трактир для гуляющих по лесу вельмож и знати. Рядом с трактиром построили первую солодовню для варки пива. В 1800 году пастор Ламп, купивший этот участок леса, разбил там увеселительный сад с дорожками, клумбами, пристанью и рестораном. Ещё через 60 лет там открылся российско-немецкий пивоваренный завод «Бавария». В конце XIX века завод был реконструирован, на месте сада построили новые цеха.



Вид на Невский лесопильный завод со стороны Ольховой ул. (здание на Ремесленой 3 располагается левее, за пределами кадра). Источник фото http://humus.livejournal.com/4496448.html

До 1941 г. Ремесленная ул. называлась Ольховой. По соседству со зданием, по адресу ул. Ольховая д. 1 располагалась «товарищество Невский лесопильный завод и лесная торговля В.И.Степанова». В 1916 г. фотоателье Буллы сделало серию фотоснимков, изображающих территорию завода, его корпуса, технологический процесс (http://zavodfoto.livejournal.com/3642522.html). Фотографии эти находятся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). На одной из таких фотографий, сделанной с берега р. Ждановки, за заводским цехом отчетливо виднеется кирпичное жилое здание. Несложный анализ фотографии показывает, что это и есть то самое здание на Ремесленной 3.



Вид на Невский лесопильный завод со стороны р. Ждановки. Источник фото http://humus.livejournal.com/4496448.html





Визуальные ориентиры. Сравнение с современным видом



Сравнение элементов кровли

Архитектурный стиль здания - т. н. «кирпичный стиль» - характерен для промышленной застройки конца XIX - начала XX в.в. Чертежи и разрешение на строительство здания датируются 1904 г., а в 1911 г., по данным Центрального Государственного Архива Санкт-Петербурга, на нем уже меняли кровлю - деревянная конструкция была заменена на стальную. Эти даты можно считать границами периода, в который было построено данное здание. Таким образом, архивные документы ясно свидетельствуют о том, что здание было построено до революции и является историческим.
О дореволюционном периоде постройки здания свидетельствуют так же и данные технико-экономического паспорта, который можно увидеть на сайте ООО «Жилкомсервис №2 Петроградского района» (http://gks2petr.ru/). И только в кадастровом паспорте почему-то указана дата 1920 г. Опираясь на этот документ, разработчики документации, предполагающей снос этого здания - проекта планировки Петровского острова и проектной документация строительства моста в створе о. Серный, посчитали его неисторическим и приговорили к сносу. В этом их поддержал КГИОП, не увидевший в этом здании дореволюционное строение.
Справедливо возникает вопрос, когда и почему в кадастровом паспорте возникла цифра «1920»? Известно, что в Петрограде после революции, из-за экономических потрясений, долгое время практически ничего не строили (первым советским зданием считается пожарная часть на пл. Московских ворот, построенное в 1925 г., искушенным специалистам так же известно складское здание на территории бывшего трамвайного парка №2, датируемое 1923 г.). Ответ на этот вопрос, видимо, знает человек, подписавшийся под этим документом. К слову, последние изменения в документ были внесены совсем недавно - 14.05.2015.



Кадастровый паспорт

Это можно было бы списать на техническую ошибку, но обстоятельства говорят о другом. Дело в том, что первоначальный проект моста не учитывал требования по сохранению исторической застройки. Тем не менее, мост прошел по весьма извилистой траектории, обходя не представляющий исторической ценности судоремонтный цех. Трассировка моста предполагала прохождение эстакады вдоль Ремесленной ул. так, что пятно здания на Ремесленной 3 оказалось почти полностью под этой эстакадой. Естественно, это подразумевало полный демонтаж здания. В 2009 г. было начато строительство, но контракт сразу же был расторгнут. 18 июля 2012 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил о необходимости возобновления проекта строительства моста в рамках программы подготовки к футбольному чемпионату мира 2018 года. Несмотря на множество недостатков проекта, изменившуюся градостроительную ситуацию и законодательство, проект кардинально менять не стали, ограничившись лишь его минимальной актуализацией.



Схема Серного моста

Ситуация со зданием могла бы быть решена путем выбора другого места для строительства моста, либо уменьшения ширины моста и изменением его трассировки. В этом месте сам мост и окружающая улично-дорожная сеть зажаты в плотной исторической застройке и совершенно не соответствуют широкой шестиполосной проезжей части моста. Параметры моста, превышающие пропускную способность подходов к нему, делают его неэффективным, это может даже стать причиной заторов. Кривизна трассы моста, связанная с обходом уже отданного под застройку жильем судоремонтного завода, далека от соблюдения строительных норм для улиц городского значения, что отрицательно повлияет на безопасность движения. Изменение трассы могло бы улучшить ситуацию. Но в условиях сжатых сроков подготовки к Чемпионату, судя по позиции КРТИ, вносить такие изменения в проект не посчитали возможным.




Поправка в Генеральный план, которая могла бы решить проблемы моста

В такой ситуации вполне логичным могло стать решение просто «подправить» дату в кадастровом паспорте, когда возник вопрос с этим домом. Конечно, это лишь предположение, ошибка могла быть в документе изначально. Но принципиальное нежелание чиновников признавать здание историческим, не смотря на его явно дореволюционный облик и многочисленные обращения по этому поводу, создает опасный прецедент, когда, по сути, ради разового спортивного события администрация города готова пойти на уничтожение исторической застройки, опираясь на заведомо недостоверные сведения, и не желая приводить устаревший и неэффективный проект транспортного сооружения в соответствие с современной ситуацией. Чемпионат начнется и закончится, а снесенное историческое здание мы уже никогда не вернем. А в спешке построенный новый мост будет вызывать у горожан удивление своей непродуманностью.

Другие посты на эту тему:
Previous post Next post
Up