Иногда хочется рассказать историю с хорошим концом. Прошлым летом мы случайно заехали в крохотный городок Куркиёки, это первый существенного размера поселок на пути с санкт-петербургщины в Карелию. Городок этот последние полтора столетия находился чуть в стороне от «жил истории» - шоссейных и железных дорог. Финская магистраль Петербург-Николайштадт (Миккели) прошла севернее, туристы Валаама достались Приозерску (Кякисалми) и Сортавале с их мощными пристанями, и даже новая трасса «Сортавала», ради которой в тех краях сейчас крушат скалы и осушают болота, не затронет городок.
Куркиёки жил и продолжает жить своей тихой жизнью. При финнах он был центром церковного прихода и муниципалитета. Тут существовал довольно большой порт, кооперативный магазин, школа, несколько предприятий, банк, больница, административное здание. Большая часть из вышеперечисленного сохранилась до сей поры. «Не дожил», разве что, «градообразующий» сельхозинститут, один из крупнейших в Финляндии. От него сохранилось несколько служебных построек, в том числе учительский дом (ныне музей «Кирьяж», реставрируется), дом директора (гостевой дом «Дом Сонка», арх. Ларс Сонк, национальный романтизм, 1914), ну и массивные цоколи центральных построек. В целом городок производит удивительно цельное впечатление - он считается самым сохранившимся ансамблем межвоенного финского «стиля столяра» - почти все постройки деревянные (тот же стиль называют «упрощенный швейцарский»).
Не сохранились местные сакральные объекты - три городских кладбища разорены (отдельные могилы сегодня частично восстановлены или восстанавливаются), православная церковь разобрана после захвата городка СССР. Даже при коммунистической власти сохранялась главная достопримечательность города - Куркийоэнкирка, гигантский лютеранский храм, построенный в 1878-1880 годах. Колокольня вздымалась на 53 метра над заливом Лаиккаланлахти, службу могли слушать одновременно 1500 человек. В церкви имелось зимнее отопление и орган. После войны храм стал мельницей и зернохранилищем, впрочем, судя по фотографиям, это мало сказалось на облике его фасадов. А на рубеже 1980-х и 1990-х, казалось, что пришло и время долгожданной реставрации - ее начал международный фонд «Куркиёки», церковь оделась в леса. В ночь на 25 июля 1991 года храм загорелся и был за несколько часов полностью уничтожен огнем. Основной версией гибели шедевра деревянного зодчества считается преднамеренный поджог.
Так Куркиёки оказался лишен обоих своих храмов и лютеранского, и православного. И, естественно, такое положение не могло сохраняться длительное время. Начались работы по строительству нового храма на месте разрушенной православной церкви. Однако что-то пошло не так: если верить рассказам местных жителей, из-за нарушений при строительных работах сакральная постройка «поплыла» и работы не были завершены. Почему организаторы строительства предпочли не делать «работу над ошибками», а бросить объект - неизвестно. Так или иначе, первая попытка духовного возрождения городка выдалась неудачной.
Утраченная православная церковь Куркиёки
За вторую взялись по-настоящему серьезные люди из Петербурга - строительная компания «Дальпитерстрой». Уж не знаю, какие интересы привели их в Куркиёки, но именно здесь они решили построить новую православную церковь. Проект был избран типовой, согласие местных чиновников получено, местные жители тоже вроде бы проголосовали «за». Проблема была лишь в том, что церковь решили строить в самом центре поселка, на горе Кирккомяки, где прежде стояла церковь лютеранская. Участок православной церкви находится в стороне от главной дороги, поэтому он для стройки и не рассматривался.
Проект новой церкви Куркиёки от "Дальпитерстроя"
Против одобренной всеми храмостроительной затеи выступили только карельские любители архитектуры, историки, краеведы и их финские коллеги, среди которых Куркиёки тоже считается уникальным по сохранности ансамблем. Попытка «воткнуть» здание абсолютно чуждой поселку архитектуры на его главное общественное пространство была оценена однозначно - как атака на культурное наследие. Кроме того, строительство по новому проекту лишило бы поселок шанса на воссоздание прежней церкви, пусть даже теперь и в статусе православной. Были задействованы методы петербуржцам знакомые - историко-культурная экспертиза. Ее выполнил эксперт из музея соседнего города Сортавала.
И вот 20 января на сайте республиканского центра по охране памятников (кстати, посмотрите его внимательно, так должен выглядеть сайт настоящего органа охраны наследия)
появилось сообщение: «Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 10 декабря 2014 года в Список выявленных объектов культурного наследия Республики Карелия включен объект «Церковная гора (Кирккомяки)», расположенный в устье реки Куркийоки в поселке Куркиёки Лахденпохского района». Под охрану была поставлена «градостроительная функция объекта, как композиционного и планировочного центра поселения, историческая функция объекта, как общественного пространства с размещенными на его территории объектами религиозного и мемориального назначения, исторически сложившиеся на территории объекта характер рельефа и планировочная основа объемно-пространственной композиции, а также расположенные на территории военно-мемориальные объекты, фундамент и цоколь утраченной в 1991 году лютеранской церкви (1880 г.)». Еще недавно такой поворот событий казался маловероятным - руководители поселка встречались лично с главой «Дальпитерстроя», релизы о запуске строительства новой церкви появлялись прямо на главной странице сайта местной администрации. И есть немалая вероятность, что если б не усилия местных хранителей наследия, сегодня, как это и предполагалось графиком работ, стройка шла бы полным ходом.
Но и это еще не все. Марине Петровой, возглавляющей местный музей «Кирьяж», и ее соратникам удалось не только добиться того, что в Куркиёки в последние годы е было утрачено ни одного ценного объекта, но и наладить связи с местными бизнесменами. Так, в возрождение поселка вкладывается завод «Каларанта» («Рыбный берег»), работающий в старинном здании бывшей финской сыроварни. Среди совместных планов - выкуп и реставрация домов на главной улице поселка под проживание рабочих фабрики, популяризация местного культурного наследия, в том числе и через школы, возрождение местных ремесленных традиций. Как я уже упоминал выше, сейчас реставрируется здание музея, на очереди бывшая поселковая больница. Конечно, есть и множество проблем - удручающее состояние многих старинных домов, хаотичная дачная застройка, силуэт главной улицы, серьезно подпорченный новостройкой безвкусного отеля. Но все-таки, пусть пример крохотного поселка служит «маяком» для всех, кому кажется, что борьба с Левиафаном смысла не имеет.