Ответ на гнусный пасквиль "Случай на Ленинградском..." часть 2

Apr 23, 2005 00:08


[Скорая в 2005 году продолжение]
3. Транспорт.
Транспорт нам не принадлежит. "Скорая помощь" - это две различных организации "в одном флаконе". У всех остальных экстренных служб автомобили собственные, у пожарных и МЧС - собственные, у милиции - собственные… Наши автомобили принадлежат автобазе. Есть в Москве автобаза "Моссанавтотранс", находится в Филях, под мостом, напротив бывшего Суворовского училища. Весь государственный санитарный транспорт в городе принадлежит этой автобазе, а медицинские учреждения берут автомобили вместе с водителями в аренду. За деньги. Вот насколько хватает денег - настолько и берут… Раньше, во времена Советского Союза, такая система была удобной, а сейчас, во времена развитого капитализма, отношения между двумя организациями вполне товарно-денежные… Автобаза выставляет станции счет и станция оплачивает аренду машин, амортизацию, ремонтные работы и техобслуживание, бензин, зарплату водителям (в два - три раза большую, чем у врача, также с ночными, суточными и "праздничными" надбавками)… Посчитайте, сколько стоит взять в аренду весь автопарк "скорой помощи"? Львиная доля бюджета станции уходит в эту "бездонную дыру". И ничего не поделаешь… Без автомобилей мы работать не можем!
Летом поток вызовов, обычно, немного ослабевает - люди уезжают в отпуск, на дачу… Думаете работать становится легче? Ничего подобного. На большинстве подстанций, на лето, "снимают" одну-две дневные полусуточные бригады - с целью экономии средств. Где уж тут думать об увеличении количества бригад? А если даже и увеличить их количество, то кто их будет "закрывать" (смотри выше о нехватке кадров на станции).
Водители наши не работают на "скорой помощи", они работают на автобазе. У водителей собственный отдел кадров, собственное начальство - бригадиры и начальники колонн. Медицинскому начальству водилы не подчиняются и любые инструкции и приказы по станции - им пофигу… Указания ответственного по бригаде врача или фельдшера - им тоже пофигу. Все зависит от личных человеческих качеств конкретного водителя. Подавляющее большинство - отличные мужики, понимающие ответственность нашей работы, но бывают и другие… Пятьдесят процентов успеха в нашей работе зависит от водителя - как быстро доедем до вызова или до больницы. Должность водителя официально называется "водитель-санитар", то есть в его обязанности входит переноска носилок. В жизни бывает, что носилки таскать отказываются и ничего с этим не сделаешь… Ссориться со своим водителем нельзя категорически, если хочешь спокойно доработать смену! В случае серьезных проблем единственный выход - написать рапорт и снять машину с линии. И остаться еще без одной бригады… (смотри пункт первый о задержке вызовов). "Резерв" - когда еще пришлют и вопрос какой "резерв" - какую машину и какого водителя. Получится обмен "шила на мыло". Водителей, кстати, тоже не хватает. На рынке труда в Москве, профессия водителя довольно востребована… Вакансий много. "Скорая" - не самое лучшее место работы по условиям труда и зарплате… Так что, выбирать особо не приходится…

Лирическое отступление №3.
На одной из подстанций, где я работал, был водитель "дядя Коля" по прозвищу "метастаз". Дядя Коля - очень пожилой дед, около шестидесяти лет, дорабатывал до пенсии. Зимой и летом ходил в пальто и валенках. Адресов в нашем районе дедушка не знал, ездил исключительно со скоростью двадцать километров в час! Если нужно было ехать "с маяками" - то со скоростью сорок километров в час, с маяком и сиреной, пристроившись в хвост за троллейбусом! Те, кто попадал на бригаду с "дядей Колей", утром шли в диспетчерскую и просили по-возможности не давать им серьезных вызовов: "Все равно не довезем…" Диспетчера обычно шли навстречу, старались ставить на эту машину фельдшерскую бригаду и давать им исключительно "перевозочные" вызовы. Носилки дедушка, естественно, не носил… Только однажды, дед шокировал всех! Заканчивались дневные полусутки и дед, после работы, куда-то очень спешил. Возвращались на подстанцию из 81 больницы по Ленинградке. Дед включил маяки и выдал сто двадцать километров в час по разделительной полосе. Подстанция поверила в это с трудом! Два года назад дед, наконец-то, ушел на пенсию.
Сейчас на моей бригаде отличные водители: Виктор и Володя. Бригада работает идеально, как часы! Но так повезло не всем…

4. Связь.
Оперативной связи с бригадами у нас нет. Вообще. Никакой… В советские времена, когда сотовой связи не было, но "скорую" в нашей стране уважали, в каждой машине стоял радиотелефон "Алтай". Замечательная была вещь по тем временам. Бригада могла в любое время связаться с диспетчером подстанции или центра, позвонить по-любому городскому номеру, например на вызов - уточнить адрес или сказать, чтобы бригаду встречали, если неясно как подъехать и где находится больной. Система "Алтай" была достаточно дорогой и оборудование постепенно выходило из строя. Затем его сняли с производства. В середине девяностых годов на "скорую" поступили рации системы "Маяк", такие же, как в автомобилях милиции. Эти рации оказались крайне ненадежными, постоянно ломались и требовали замены. Кроме того, у них был очень малый радиус действия и отвратительное качество связи. Связаться с подстанцией в своем районе еще было можно, часто не с первой попытки. Связаться с диспетчером центра или отделом госпитализации - с большим трудом и ужасным качеством, понять, что говорит "центр" удавалось с третьей-четвертой попытки… Затем и эти рации повыходили из строя. Была еще попытка закупить рации фирмы "Моторола". Были закуплены стационарные рации и установлены в диспетчерских, и реанимационных мерседесах спецбригад. Была еще попытка закупить опытную партию переносных станций "Моторола", таких же, как у спасателей, милиции. Но оказалось дорого и нежная импортная техника мгновенно повыходила из строя: непрерывной круглосуточной эксплуатации ни один механизм долго не выдерживает! Это, кстати, особенность только "скорой" - у нас все работает на "износ" и техника, и люди - непрерывно и круглосуточно! Первой ломается техника.
В данный момент оперативной связи у нас нет. Единичные рации у спецбригад - "погоды не сделают". На закупку новых раций у станции нет денег. Почему? Расскажу, когда дойдем до пункта "деньги".
Работать без рации, особенно ночью, бывает сложно. Попробуй, запроси место на госпитализацию в три часа ночи, если больной на улице. И на квартире, многие пациенты и их родственники удивляются, что бригада первым делом спрашивает: "Где телефон?" С введением компьютерной системы приема и передачи вызовов резко ужесточился контроль за временем "приезда", временем "обслуживания больного, временем "доставки в стационар" и т. д . И это при отсутствии оперативной связи!
Сотовые телефоны выручить нас не могут. Во-первых, не у всех сотрудников они есть, странно, в наше время, но это так… Во-вторых, разговоры по сотовому обходятся дорого, так всю зарплату проговорить можно. Звонок на "03" - соединяет с диспетчером по приему вызовов, который сидит в другом помещении и вообще на другом этаже с диспетчерами направления и госпитализации. Это не выход. Раньше нас выручала "служба спасения", набирали 112 или 911, в зависимости от сети и диспетчер соединяла бригаду с нашим оперативным отделом (только у них была возможность переключить входящий звонок на нужный городской номер). Уже год, как "герои спасатели" эту лавочку прикрыли - дорого. И "скорой" они больше не помогают! Хотя вызова, медицинского характера, поступающие к ним от россиян - сбрасывают на наш оперотдел, в общую очередь. Кажется, кто-то из офисных придурков расхваливал "службу спасения"???
И главное, сотовый телефон, в крайнем случае может обеспечить связь бригады с диспетчером. Но он не может обеспечить экстренную обратную связь! Найти освободившуюся бригаду невозможно!!! На телефонах пульта "восьмерка" заблокирована, выход на "федеральный номер" невозможен и нужно еще знать на какой номер звонить. И постоянные переговоры за свои деньги сотрудники "03" - "не потянут", будешь работать только на сотовый. Кстати, даже днем, нас не пускают "отзвониться" в различные учреждения. В советские времена - это было без проблем. Сейчас, в большинстве коммерческих магазинов, контор и т. п. - телефоны на повременной оплате и "скорой" позвонить не дают…
В этом кроется еще одна большая причина задержки вызовов. Представьте себе, уважаемые пациенты: Лето. Три часа ночи. Я отзваниваюсь с квартиры. Редкое затишье, вызовов нет. Моя бригада освободилась первой, остальные все еще на вызовах. Меня отпускают на подстанцию. Мы едем домой из дальнего конца района. Как только мы вышли из квартиры - связь с бригадой потеряна. Ночь - "царство вагуса", большинство инфарктов происходят в районе трех - четырех часов ночи. В этот момент, у Вашего отца начинается приступ сильной загрудинной боли, не купирующейся нитроглицерином, слабость, холодный липкий пот, низкое АД, короче, описываю типичную клинику острого инфаркта миокарда… Вы позвонили "03", вызов принят. Свободных бригад нет. Точнее есть - моя одна-единственная свободная бригада, но с нами нет связи… Через пятнадцать минут мы возвращаемся на подстанцию, тут же получаем вызов и едем к Вам. Еще пятнадцать минут, в тот же дальний конец района. Я мог приехать к Вашему отцу через три минуты, а приехал через тридцать. И застал больного с ОИМ, осложненным кардиогенным шоком и отеком легких… В терминальном состоянии. Время потеряно из-за отсутствия связи, больной погиб… Описанная ситуация - вполне реальная и мне она НЕ НРАВИТСЯ!!! А Вам?... На закупку раций денег нет…

5. Деньги.
Самая большая проблема во времена развитого капитализма - это деньги. Медицинские учреждения финансируются за счет бюджета, федерального или местного, в зависимости от уровня их подчинения. Дополнительно больницы и поликлиники получают отчисления из фондов ОМС и ДМС. Также, многие учреждения оказывают коммерческие медицинские услуги, проводят обследование, госпитализацию и лечение за наличный расчет. В результате, у главного врача формируется "заначка" из внебюджетных средств, размер которой зависит от его "изворотливости" и деловых качеств. Полученные средства используются на ремонт, закупку оборудования, строительство новых больничных корпусов и т. д. Возможны выплаты премий сотрудникам или небольшие прибавки к зарплате…
Станция "Скорой Помощи" - единственное учреждение здравоохранения, которое внебюджетных средств не имеет!!! Мы не получаем отчислений из страховых фондов, в принципе не можем заниматься никакой официальной коммерческой деятельностью… Финансирование идет строго за счет местного бюджета. Сколько дали - так и крутись.
Львиную долю съедает содержание автотранспорта, расчеты с автобазой. Далее следует закупка лекарств и расходных материалов, в обычном порядке по оптовым ценам и их нужно очень много! Периодически производится закупка оборудования, старое - выслуживает ресурс и выходит из строя. Нужно платить зарплату сотрудникам, мизерную, но нужно… Это постоянные статьи расходов. Доходов - никаких!

6. Поликлиника.
Даже при существующем положении дел, Станция со своей работой справляется. Но есть еще одна, наверное самая большая проблема: непрофильность вызовов, связанная с неудовлетворительной работой городских поликлиник. Большинство больных, вызывающих "03" в оказании "скорой помощи" не нуждаются. Это хронические больные, в основном пожилого и старческого возраста. К сожалению, большинство людей не понимает, что "скорая помощь" не лечит. Мы оказываем помощь при угрожающих жизни состояниях, массовых катастрофах, уличных случаях. Максимум, что мы можем сделать: оказать необходимую помощь на месте и доставить больного в стационар! Мы не делаем долговременных назначений, не выписываем рецептов и больничных листов. Лечит либо поликлиника, если состояние больного позволяет ему находиться дома, либо больница. Но поликлиника со своей работой не справляется, правда это не их вина, а их беда - у них своих проблем хватает. И поток вызовов обрушивается на "03".
Как уже сказано, в основном вызывают больные старческого возраста. С возрастом у человека возникают так называемые "болезни образа жизни" - старческие заболевания. Это болезни пожизненные и неизлечимые. Единственный способ помочь больному - регулярный прием препаратов, назначенных участковым терапевтом. Большинство больных не желают обращаться в поликлинику. Во-первых - там очереди, во-вторых бесплатных льготных рецептов выписывают мало, а лекарства за деньги - стоят дорого, в-третьих наши люди в большинстве своем ленивы, а забота о собственном здоровье - это труд. Врач, кстати, не может вылечить болезнь, он может только помочь с ней справиться, а борется с болезнью сам больной, если он этого хочет. В-четвертых, многие пожилые люди не выполняют назначений участкового врача, не принимают своевременно назначенные препараты, в результате получают опасные для жизни осложнения, что приводит к вызову бригады "03". Большинство стариков также страдают расстройствами интеллекта, связанными с возрастом и просто не понимают назначения врачей и тяжесть своего состояния.
Одинокие старики, к сожалению - это наш "крест". Телефон под боком, в поликлинику идти нет сил или желания, дозваниваться до "вызова на дом" - тоже. Проще вызвать "03", авось чего-нибудь уколют и полегчает. И мы ездим к ним, кормим бабушек с гипертонической болезнью их же таблетками, колем магнезию, в сотый раз разъясняем как принимать лекарства - бесполезно. Вызывают одни и те же. По нескольку раз в день. Старческая энцефалопатия - неизлечима. И отказать в помощи мы никому не можем, что бы ни врали про нас различные "писаки"…
Но если старики не одинокие, если у них есть любящие родственники. Если Вы знаете, что Ваша бабушка часто вызывает "03" - сделайте одну простую вещь. Вызовите на дом участкового терапевта, поприсутствуйте при разговоре, отблагодарите его, попросите подробно расписать схему лечения - какие, как и когда принимать лекарства, купите эти лекарства и проследите, чтобы Ваша бабушка принимала их вовремя и соблюдала назначенные дозы. Узнайте как связаться с Вашим участковым, если возникнут вопросы… Этим Вы окажете неоценимую услугу своему родственнику: постоянный грамотный прием препаратов позволяет держать болезнь под контролем и не допускать развития тяжелых осложнений. Помните, что назначенные препараты нужно принимать постоянно, независимо от состояния больного. Часто бывает, что попьет бабушка таблетки от давления, недельку-другую и бросит. А чего их пить, вроде давление пришло в норму? И получает синдром отмены и гипертонический криз… Помогите своим родственникам. И количество вызовов "03" снизится. И будет больше шансов, что мы успеем к действительно тяжелому больному!

Лирическое отступление №4.
Недавно я ходил в свою районную поликлинику. Проходил очередную ежегодную медкомиссию, анализы велели сделать по месту жительства (в ведомственной поликлинике - на тот момент были какие-то проблемы с лабораторией). Пришел к участковому терапевту за направлениями на анализы. Собственно, сам участковый был мне не нужен. Когда из кабинета вышла сестра, подошел к ней, объяснил ситуацию. Сижу, наблюдаю картину.
В очереди к участковому сидят бабушки, около сорока человек. Сидят, обсуждают свои проблемы, я к разговору не прислушиваюсь: кто рецепты пришел выписать, кто давление померить…
Начинается прием. Примерно минут через двадцать после начала приема, участковый терапевт выходит из кабинета и куда-то уходит… Проходит еще минут двадцать… Слышу такой диалог:
- Марья Петровна, чего сидим? Пошли лучше домой, "скорую" вызовем…
- Зачем тебе "скорая"?
- Ну приедут, давление померят, может уколют чего…
- И я пойду, вызову…
- И я - тоже.
Половина очереди встает и двигается к выходу. Хотелось лечь в дверях и заорать: "Не пущу!!!" Очередь рассосалась. Тут вышла сестра и вынесла мои бумаги…
Работаю я не в том районе, где живу. Утром у метро встречаю своего знакомого Серегу, с нашей местной подстанции… Даже не спрашиваю, как прошли сутки? По зеленому Серегиному лицу видно - хреново прошли…

Другой замечательный диалог произошел глубокой ночью. Замечено, что когда в городе случаются массовые катастрофы, у народа просыпается сознательность и поток вызовов резко падает. Утром произошел один из террористических актов и наша подстанция в полном составе уехала собирать пострадавших. Весь день работали по ЧС. Вызовов на регионе почти не было. За наш район днем ездили соседи. К ночи бабушки проснулись… В четыре часа утра получаю вызов с поводом: "ж. 80, АД, плохо с сердцем", зовет сама. Постоянная клиентка…
- Здравствуйте, что беспокоит?
- Ничего, доктор, только давление померьте пожалуйста.
Измеряю АД - норма.
- Я утром хотела Вас вызвать, но телевизор посмотрела, такое творится… Решила подождать. Весь день таблеточки пила, хорошо себя чувствовала…
- А сейчас зачем вызвали?
- Ну как же, чтобы посмотрели, давление померили… я каждый день вызываю…
- Но беспокоило Вас хоть что-то?
- Весь день себя хорошо чувствовала, даже голова не болела… Спасибо, доктор… Спокойной ночи…
- До свидания, бабушка…
Время четыре часа утра. Случай стандартный.
Без комментариев…

Вот так и накапливаются проблемы. Решить их своими силами невозможно. Приходится работать как есть. Наши проблемы волнуют только нас. Больные страдают, но их наши проблемы не волнуют. Когда человек здоров - он не думает о возможности заболеть. Но те, кто столкнулся со "скорой помощью" и остался недоволен… Надеюсь, они все же попробуют нас понять…

Next post
Up