Авраам Линкольн и рабство: миф об освободителе

Mar 05, 2011 18:27

Originally posted by jesfor at Авраам Линкольн и рабство: миф об освободителе

Американское общество 1860-х годов оставалось глубоко расистским. Север в этом отношении, возможно, даже опережал Юг, где белые хотя и не чурались жить со своими черными рабами под одной крышей. Рабство на Севере было отменено не по религиозно-нравственным, а по экономическим причинам: там просто не развивались (в основном из-за климата) такие трудоемкие отрасли сельского хозяйства, как рисоводство, хлопководство, выращивание табака , где применение рабского труда давало наибольший эффект.

Не следует думать, что освобожденные чернокожие на Севере радостным потоком вливались в толпу белых горожан. Север не освобождал своих негров, он вытеснял их на Юг.

Рабство было отменено по необходимости, под давлением обстоятельств.

Сам Авраам Линкольн в 1858 году, еще будучи кандидатом в сенат от штата Иллинойс, высказался вполне однозначно: «Я не выступаю и никогда не выступал за социальное и политическое равноправие белой и черной расы… за то, чтобы наделить негров избирательными правами или разрешить им быть присяжными, или за то, чтобы допустить их к занятию должностей, или позволить им смешанные браки с белыми… между двумя расами существуют настолько глубокие физические отличия, что я не верю, что они когда-либо смогут жить вместе на началах социального и политического равноправия». Эти заявления и многие последующие успокоили избирателей. Линкольн прошел в сенат, а затем выиграл президентские выборы.

Линкольн был гибким и прагматичным политиком. В разгар Гражданской войны он скажет: «Моя главнейшая задача в этой борьбе - спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

В 1861 году Линкольн и республиканцы оспаривали право южных штатов на выход из состава США, а вовсе не их право на сохранение у себя института рабства. Северяне всьерьез опасались открытого бунта в лояльных Северу рабовладельческих штатах и протестов в саободных (в этом отношении показательно высказывание генерала северян и впоследствии президента США Улисса Гранта: «Если бы это была война за освобождение рабов, мой меч принадлежал бы другой стороне»).

Когда командующий силами северян в Миссури генерал Джон Ч. Фремон 30 августа 1861 года издал приказ, по которому собственность жителей штата, выступавших за отделение, подлежала конфискации, а все рабы штата получали свободу, он был отменен Линкольном. Фремон отважился на такой шаг не из отвращения к рабству. В Миссури, где рабовладельческие хозяйства были сосредоточены главным образом в одном районе, вопрос об отделении расколол общество. По сути, там началась своя собственная маленькая гражданская война, в которую и Север, и Юг, естественно, вмешались, поскольку штат в стратегическом отношении был для обеих сторон очень важен. Фремон, посланный Линкольном на помощь местным юнионистам, потерпел серьезное поражение от южан, и его приказ был в известной степени актом отчаяния, попыткой спасти положение.

Линкольно отправил генералу письмо, в котором просил привести документ в соответствие с актом конгресса от 6 августа 1861 года, согласно которому конфискации подлежало только то имущество (включая рабов), которое непосредственно использовалось в военных целях против Союза. Никакого освобождения рабов, даже в рамках одного штата, акт не предусматривал. «Это встревожит наших друзей и сторонников на Юге и отвратит их от нас», - писал президент. Фремон упорствовал. Тогда Линкольн просто отменил приказ генерала и вскоре снял его с должности.

На первом этапе войны вопрос о рабстве вообще не стоял на повестке дня. В это время президент и верхушка республиканцев еще надеялись на ьыструю победу малой кровью. В конце концов, столица новоявленной Конфедерации, Ричмонд, находилась на таком смехотворно малом расстоянии от Вашингтона, что казалось: один хороший удар - и враг капитулирует. Линкольн в то время вовсе не жаждал крови - он предпочел бы быстрое возвращение к довоенному статусу-кво.

Previous post
Up