«Сланцевая революция» позитивно сказалась на конкурентоспособности Америки. Обилие дешевого газа повысило привлекательность США в глазах производителей удобрений и химических компаний: газ используется ими и в качестве топлива, и в качестве сырья. Энергоемкие производства (например, стали, стекла и алюминия) смогли значительно сократить издержки. Машиностроительные и металлургические комбинаты радуются новым заказам на трубы для газопроводов и турбины для газовых ТЭС. Еще недавно загнивавшие города «Ржавого пояса» Америки переживают ренессанс: повсюду строятся новые заводы, а старые работают по 20 часов в сутки. Южные штаты не думают отставать.
«Благодаря дешевой энергии США превращаются в индустриальную страну с низкими производственными издержками. Это позволит им обогнать другие развитые страны по темпам экономического роста», - считает экономист Филипп Верлегер.
Сланцевая революция охватила не только газовую отрасль, но и нефтяную. По сравнению с 2008 г. добыча нефти в Америке выросла на 20%. Правительство рассчитывает в течение ближайших пяти лет повысить этот показатель еще на 12,6%.
По оценке экономистов из Citigroup, увеличение добычи нефти и газа в США и соответственный рост производственной активности приведет к тому, что к 2020 г. в стране будет создано до 3,6 млн новых рабочих мест, а ВВП ежегодно будет дополнительно увеличиваться на 2-3,3%.
По мнению пессимистов, затраты на топливо в большинстве отраслей составляют лишь незначительную долю производственных издержек, а потому удешевление газа не даст ощутимого эффекта. В этом году экономисты HSBC рассчитали, что газовый бум за 10 лет прибавит лишь 1% ВВП, а этого недостаточно для борьбы с безработицей.
Для американской экономики гораздо важнее, чтобы росло производство газа, а не нефти. «Черное золото» поступает на мировой рынок, и увеличение добычи не скажется на внутренних ценах в США. Поставлять же природный газ за океан, напротив, довольно сложно: его лучше использовать на том же континенте, где он добывается. Ввиду затоваривания цены на газ в США еще долгие годы будут держаться на уровне, о котором другим развитым странам остается только мечтать, считают экономисты.
В середине 2008 г. котировки природного газа в США превышали $12 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ). Сейчас миллион БТЕ стоит всего $3,54, причем в начале года цена опускалась ниже $2. Американское правительство уверено, что средние цены на газ с учетом инфляции в ближайшее десятилетие не поднимутся выше $5. Немецкие и французские компании вынуждены платить за газ почти втрое больше своих американских конкурентов. Японцам приходится еще хуже.
Во сколько раз цены на газ в других странах превышают цены в США
Низкие цены на внутреннем рынке заставили некоторые газовые компании задуматься об экспорте топлива за рубеж. Но такие проекты будут стоить многие миллиарды долларов, а их реализация затянется на несколько лет. Кроме того, многие американские политики выступают против экспорта газа, не желая допустить его подорожания в США.
Управление энергетической информацией США в этом году указало, что если Америка начнет экспортировать газ, затраты американских корпораций на энергоносители к 2025 г. вырастут на 7-19%. Авторы двух других исследований пришли к выводу, что экспорт не сможет столь сильно повлиять на цены.
Возрождение «Ржавого пояса»
Дешевый газ сулит возрождение «Ржавому поясу» Америки - индустриальному району на Среднем Западе и Восточном побережье, который до 1970-х гг. был центром сталелитейной промышленности США - и не только ее. Само слово «ржавый» отражает тот упадок, в который пришел регион в постиндустриальную эпоху. Начиная с 1970-х гг. здесь потеряли работу сотни тысяч американцев.
Большинство сталелитейных заводов, построенных вдоль реки Огайо, давно закрыты. Бивер Каунти - «Бобровый округ» в штате Пенсильвания - уже успел забыть, что когда-то здесь кипела жизнь. Несмотря на запустенье, жители округа не хотят покидать родные места. Недавно у них появилась надежда: Royal Dutch Shellрешила построить рядом с рекой химический завод, вложив в него несколько миллиардов долларов. Компания собирается нанять на постоянную работу 400 человек.
«Никогда не думал, что наш регион получит второй шанс и станет одним из лидеров американской промышленности. Но мы снова вступаем в игру», - рассказывает местным жителям, пришедшим разузнать про завод, член региональной ассоциации предпринимателей Allegheny Conference on Community Development Билл Флэнеган.
Shell строит завод, который будет производить этилен (из него делают пластмассу) из этана, который будет поставляться со сланцевого месторождения Marcellus Shale, расположенного в Пенсильвании и сопредельных штатах. Если проект будет реализован, завод станет первым предприятием подобного рода, построенным в США за последнее десятилетие. Пенсильвания выиграла тендер, в котором, помимо нее, участвовали еще два штата. Конкуренты утверждают, что помогли ей в этом щедрые налоговые льготы.
На протяжении 1990-2000 х гг. безработица в «Бобровом округе» была выше, чем в среднем по стране, но с 2009 г. ситуация в корне изменилась благодаря сланцевому буму, и сейчас все обстоит с точностью до наоборот.
В городе Зелиенополь расположен завод семейной компании Penna Flame Industries, которая произодит автомобильные муфты и шины. Газовые закалочные печи размером с грузовик горят по 20 часов в сутки, отбрасывая оранжевые сплохи. Компания ежемесячно сжигает около миллиона кубических футов пропана. В 2008 г. она платила за газ $10 000 в месяц. В последнее время счет заметно уменьшился - до $3000-4000 в месяц, а прибыль ее выросла. Penna Flame Industries больше не перекладывает «топливный сбор» на покупателей, а, значит, продает товар дешевле. Спрос растет, руководство, радуясь дешевому газу и кредитам, строит планы на будущее: компания уже закупила автоматы и пригласила специалистов по робототехнике.
Компания Allegheny Technologies занимается обработкой металлов в Бивер-Каунти и ежегодно тратит на топливо $200 млн. Гендиректор Ричард Харшман отмечает, что в Америке самые низкие цены на газ для промышленных предприятий - за исключением разве что России.
Удобрения и химия
Пожалуй, в наибольшем выигрыше от снижения цен на газ оказались производители удобрений и химические компании, для которых «голубое топливо» является одновременно сырьем. На долю природного газа приходится около 70% всех издержек при производстве удобрений и около 25% - при производстве пластмасс (у металлургических комбинатов - 10-20%).
В 1998-2004 гг. производители аммиака, главного компонента азотных удобрений, закрыли более двадцати заводов в штате Огайо - добрую половину имеющихся в США мощностей. Некоторые предприятия были разобраны и проданы за границу - туда, где газ стоил дешевле. В последнее время наблюдается обратная тенденция. В сентябре египетский конгломерат Orascom Construction Industries объявил о намерении построить в Огайо завод по производству удобрений стоимостью в $1,4 млрд. По свидетельству Orascom, это будет первый крупный завод такого рода, построенный в США за последние 20 лет.
Компания CF Industries, производящая удобрения в штате Иллинойс, планирует до конца 2016 г. потратить на расширение бизнеса до $2 млрд. «Мы развернулись на 180%», - говорит гендиректор компании Стивен Уилсон. Как и многие другие руководители, Уилсон не думает, что цены на газ навсегда останутся на текущих минимумах, однако небольшое их повышение все равно не скажется на конкурентоспособности американских компаний.
Химическая промышленность в 1990-х и в начале 2000-х гг. также переживала не лучшие времена: заводы вывозились за рубеж. Однако сейчас и здесь происходит «разворот на 180%»: Dow Chemical и Chevron Phillips Chemical объявили, что будут строить химические комбинаты в Техасе, Луизиане и других штатах. «Мы убеждены, что это не временное явление… Оно даст Соединенным Штатам конкурентные преимущества», - считает Питер Селла, гендиректор Chevron Phillips.
Подобные проекты возымеют долгосрочный экономический эффект, который переживет газовый бум. Объемы буровых работ колеблются вместе с ценами на газ. Буровые установки редко надолго задерживаются на одном месте. Газовые компании приходят и уходят, но химические заводы остаются.