Роснано и Оптоган: как запоганить хороший проект и лечь под Запад.

May 25, 2012 11:32

Свет с голландским оттенком
«Оптоган» пошел на создание совместного предприятия с голландской компанией Philips

Российский производитель светодиодного освещения «Оптоган», активно развивающийся при поддержке государства, пошел на создание совместного предприятия с голландской компанией Philips, отдав ей 51% акций СП

Событие беспрецедентное. К тому, что динамично растущие российские компании, с хорошим рыночным потенциалом, продаются своим иностранным конкурентам, мы уже привыкли. Однако впервые рыночные позиции сдает инновационная компания, создание которой в России патронировалось и частично финансировалось государством (в частности, в лице «Роснано»). Получается, что на деньги наших налогоплательщиков создаются условия для внедрения на рынок иностранных игроков. Такого у нас еще точно не было.

Впрочем, формально «Оптоган», что называется, чист. Акции самой компании не продавались, они по-прежнему в руках российских акционеров («Онэксима», «Роснано» и Республиканской инвестиционной компании). Созданное с голландской Philips совместное предприятие не будет владеть и производственными мощностями «Оптогана», оно их станет арендовать. Да и сумма инвестиций в это СП вроде небольшая, по 2,5 млн евро с каждого из партнеров, казалось бы, чего волноваться. Однако за обтекаемыми формулировками кроется, по сути, уступка «Оптоганом» своего бизнеса Philips.



Судите сами. Уже в этом году СП обещает производить по 6 тыс. дорожных светильников в месяц, а к 2015 году планируется нарастить объемы до 100 тыс. единиц светодиодной продукции в год.

Между тем сегодня мощность основного (и единственного в России) завода «Оптогана» - 30 млн. светодиодов в год в год. Из них одна половина продается на рынке, а другая - используется для производства светильников. В таком случае новое СП означает удвоение производства конечной продукции. Но ведь «Оптоган» со своими 49% фактически не контролирует СП, продукция которого будет выпускаться под брендом Philips (хотя в "Оптогане" настаивают, что продукция СП будет выпускаться под брэндом Philips-Optogan). Больше похоже не на развитие бизнеса «Оптогана», а на оказание услуг по элегантному выводу на российский рынок продукции Philips, что дает почву для многочисленных вопросов. Главный из них таков: дает ли эта «женитьба» на голландской «невесте» какое-то сказочное приданое российскому «жениху»?
Технологии под одной крышей

В самом «Оптогане» не считают, что они продаются конкурентам. Исполнительный вице-президент компании Алексей Ковш утверждает, что финансовое участие партнеров в проекте равное, а реальный вклад российской стороны больше, чем голландской. Но почему же тогда 51% совместного предприятия отходит голландцам? Официально утверждается, что все дело в трансфере технологий. Именно технологии и есть то богатое приданое, которое принесет голландская компания.

Действительно, у Philips, одного из крупнейших игроков на мировом рынке осветительной техники, большой опыт работы в этой отрасли, голландцы располагают рядом передовых технологий. По мнению президента «Оптогана» Максима Одноблюдова, «для создания продукта, который может удовлетворять клиентов, усилить компанию и ее капитализацию, нужно как можно больше компетенций сосредоточить в одной структуре». Компетенций под крышей «Оптогана» собрано немало. Здесь, как утверждают в компании, сосредоточен весь цикл производства светодиодных светильников, у сторонних поставщиков закупается только сырье, которым производители светодиодов в принципе не занимаются. Это, например, газы (в частности, аммиак) и сапфировые подложки. У Philips же есть некоторые технологические решения, которые, как считают в «Оптогане», могли бы сделать продукцию российского производителя более конкурентоспособной.

Алексей Ковш говорит, что «компания Philips привнесла в проект свое портфолио наружных светодиодных светильников для улиц и дорог, а также свою технологическую экспертизу, основанную на длительном и масштабном опыте создания технически сложных светильников с лучшими характеристиками в мире». При довольно высокой, относительно обычной лампочки накаливания, цене и жесткой конкуренции на рынке качество светодиодов может стать решающим преимуществом.

Еще одно технологическое преимущество, которое привнесет в проект Philips, как пояснил «Эксперту» Алексей Ковш, - интеллектуальные системы управления светом: на фонарных столбах устанавливаются датчики движения, которые связываются с автоматизированным центром управления. Система отключает свет, когда в нем нет особой необходимости, то есть нет движения, и включает на участке, где датчики среагировали на активность. Подобная система может на 10-15% удорожить стоимость конечной продукции, но позволит сэкономить до 30-40% электроэнергии на освещении улиц и автодорог. С учетом длительного срока эксплуатации светильников система окупается сторицей. В принципе, как отмечает Алексей Ковш, в этой технологии нет ничего уникального - целый ряд компаний в мире занимаются подобными разработками. Однако Philips добилась на этом поприще самых больших успехов.
Конкуренты не верят

Российские игроки рынка светодиодной продукции считают, однако, что дело не в технологиях: речь, по их мнению, идет о банальном привлечении «Оптоганом» партнера для продвижения продукции под брендом Philips. И указывают, что «Оптоган» два года (завод под Санкт-Петербургом был открыт в 2010 году) проработал на отечественном рынке светильников, но не смог добиться особых успехов, отвоевав лишь десятую часть рынка. Новый этап развития компании игроки рынка склонны трактовать как развертывание на площадке под Петербургом отверточной сборки готовых решений Philips из импортных же компонентов. Так, ожидается, что «Оптоган» будет покупать комплектующие у американских Cree либо Semiled (их же называют в числе нынешних поставщиков российской компании), привозить их на завод совместного предприятия, где они пройдут пакетирование в соответствии с требованиями конструкторов Philips. А потом эти пакетированные светодиоды станут там же, в Петербурге, интегрироваться в готовые светильники, которые тоже будут импортными, с заводов Philips. В этой модели добавленная стоимость, создаваемая СП, будет минимальной.

Максим Одноблюдов из «Оптогана» признает, что в первое время продукция действительно будет собираться с использованием импортных комплектующих, но в течение шести месяцев обещает осуществить 100-процентную локализацию в России, вплоть до чипов. Пока, к слову, «Оптоган» производит чипы для светодиодов в Германии, ссылаясь на отсутствие в стране аммиака нужной чистоты.

Негативную для «Оптогана» оценку его соглашений с Philips можно было бы списать на происки конкурентов, если бы не одно обстоятельство. Голландский концерн не особенно и скрывает, что использует площадку «Оптогана» для завоевания российского рынка. Генеральный директор Philips в России и СНГ Арьян де Йонгсте утверждает, что создание этого совместного предприятия вписывается в глобальную стратегию компании. По его мнению, при огромных масштабах использования электроосвещения в такой стране, как Россия, доля светодиодов к 2015 году должна достичь 50%, и Philips, само собой, надеется занять ключевые позиции на этом рынке. «Создание совместного предприятия с компанией “Оптоган”… будет первым шагом к нашей амбициозной цели стать ключевым игроком на российском рынке уличного освещения, - прямо говорит г-н Арьян де Йонгсте. - Мы уверены, что сотрудничество с “Оптоганом” даст нам возможность принести в Россию инновационные решения для освещения: они помогут сберечь энергию, уменьшить затраты на обслуживание и повысить безопасность дорог. Эти решения призваны сделать жизнь людей лучше».

Желание Philips понятно, но проблема голландской компании состояла в том, что рынок наружного освещения в России по большей части контролируется компаниями, так или иначе связанными с государством. Которое, разумеется, не дает голландцам прямого выхода на наш рынок, поскольку желает видеть здесь отечественную продукцию. Соответственно, Philips было важно найти такого российского производителя, под крышей которого можно было бы без проблем выйти на перспективный, но не сильно жалующий иностранцев российский рынок.

Максим Одноблюдов утверждает, что фактически «Оптоган» сотрудничает с Philips с начала этого года. Уже произведены образцы продукции, которые получили аккредитацию в ряде организаций «Горсвет» (потенциальные потребители продукции), в частности, в Москве, Петербурге и некоторых городах Татарии.
Кто кого крышует

Почему же выбор голландцев пал именно на «Оптоган», ведь на российском рынке светодиодной продукции есть компании и крупнее, и не менее развитые в технологическом плане?

Максим Одноблюдов уверяет, что дело в исключительной привлекательности его компании: «“Оптоган” является одним из технологических лидеров в производстве сверхъярких светодиодов. Благодаря использованию передовых и энергоэффективных решений в производстве чипов высокой яркости, светодиодов, светодиодных ламп и интеллектуальных систем освещения мы можем предложить рынку продукцию с лучшим соотношением цена-качество. Мы досконально понимаем все особенности и требования российского рынка. И вместе с Philips мы создаем компанию, которая предложит нашему потребителю решения, не имеющие аналогов в России».

Речь идет, видимо, о разрабатываемых «Оптоганом» светодиодах X10, которые по яркости с квадратного сантиметра превышают почти все западные аналоги. Что, в свою очередь, тоже позволяет существенно экономить на потреблении энергии - ведь можно использовать светильники меньшей мощности, обеспечивающие ту же яркость освещения. Вполне вероятно, что Philips прельстился именно наличием в «Оптогане» собственных инновационных продуктов.

Но прежде всего дело, видимо, все же в том прикрытии, которое может Philips организовать «Оптоган» - и тут ему равных нет - для глобального вторжения на российский рынок.

Наш рынок дорожного освещения на базе светодиодов относится к наиболее привлекательным и динамично развивающимся. Прогнозируется, что к 2015 году его емкость вырастет вдвое, до 100 млн евро. В значительной степени этот рост - последствие реализации государственной программы по модернизации дорожного освещения. В господдержке передовых отраслей нет ничего необычного. Подобная практика существует и на Западе. О необходимости государственной поддержки развития светодиодного освещения говорит тот же Арьян де Йонгсте. Однако в России эта поддержка приобрела любопытную специфику.

Крупнейшим игроком рынка светодиодного освещения оказалась компания «Роснано». Она не имеет собственного производства, зато обладает платежеспособностью и возможностью посодействовать сбыту продукции. В «Роснано» не скрывают, что оказывают помощь российским предприятиям, занятым в производстве светодиодных светильников. Так, например, по инициативе «Роснано» была проведена корректировка 25 «СанПиНов» и «СНиПов», которые ранее не позволяли использовать светодиодное освещение. Ведутся работы по созданию в стране 12 специализированных наноцентров. А глава «Роснано» Анатолий Чубайс на церемонии подписания соглашения о создании СП «Оптогана» и Philips был еще откровеннее и прямо заявил, что особенно серьезная поддержка оказывалась именно «Оптогану»: «Компания создавалась Анатолием Чубайсом, Михаилом Прохоровым, Максимом Одноблюдовым и Алексеем Ковшом… Все функции “крестного отца”, начиная от создания и до “крышевания”, были у “Роснано”».
К светлому будущему

Алексей Ковш полагает, что совместное предприятие сможет занять до 30% российского рынка наружного освещения и выйти в лидеры. Прогноз вполне реальный, учитывая технологический потенциал Philips и сбытовой и лоббистский - «Роснано».

Что это даст российскому рынку?

Переход на дорожное и уличное освещение на основе светодиодов позволяет сократить потребление электроэнергии до 80% и оптимизировать расходы на эксплуатацию оборудования. По прогнозам Philips, к 2020 году доля светодиодного освещения в развитых странах составит 75%. Но Россия пока далека от таких значений. У нас сложилась скверная ситуация с компонентами, которые, как правило, импортируются. Доминирует, по имеющимся оценкам, «большая четверка» экспортеров - американская Cree, японская Nichia, голландская Philips и немецкая Osram, - производящая до 70% всех компонентов (большая часть остального, судя по всему, изготавливается в Китае).

Максим Одноблюдов обещает организовать выпуск компонентов и в России, но лишь когда тут будет налажено производство сырья для их изготовления. Последнюю задачу обещает решить «Роснано», которое, среди прочего, ведет работы по развертыванию в стране производства чистого аммиака.

С другой стороны, вполне может оказаться, что цель создания СП «Оптогана» и Philips - стать площадкой проникновения голландцев на российский рынок - является лишь краткосрочной. Как сообщил «Эксперту» Алексей Ковш, после успешной локализации в России технологических решений Philips «Оптоган» планирует выйти на рынок с новой своей разработкой, светодиодами X10, которыми и будет комплектоваться готовая продукция Philips. Таким образом, в среднесрочной перспективе это СП может стать центром массовых продаж инновационноемкой продукции «Оптогана» через раскрученные каналы и бренды.

п.с. Даже успешные проекты выходят России боком. Это наша модернизация?

Деградация, Итоги власти, Убийцы инноваций

Previous post Next post
Up