За 11 лет, которые Россией правил тандем, на этом поприще не сделано почти ничего. Никаких системных, правильных решений принято не было. Речь идет и о реформировании образования (это основа), и реформировании Академии наук, и о создании Национальной Инновационной Системы и о прямой адресной поддержики лидеров.
Ничего не сделано. Только ПиАр.
Хочу в пример, который подверждает ОБЩУЮ ситуацию, привести компанию Морион, о которой я недавно прочитал статью в журнале Эксперт.
Предлагаю Вам цитаты, которые описывают взаимодействтие этого высокотехнологчного предприятия с бюрократией:
- Российских фирм, успешно поставляющих на экспорт существенные объемы высокотехнологичной продукции, таких, как вы, раз-два и обчелся. По идее наше государство, объявившее инновационный путь развития, должно с вас пылинки сдувать.
- Да что вы - все с точностью до наоборот, и среди своих глобальных конкурентов мы находимся в этом смысле в худшем положении. Причем я не говорю о проблеме двойных технологий, она существует и в других странах, но она там решается разумно. Мы считаем, к примеру, что должны участвовать в зарубежном коммерческом и научном космосе. Пока же этот вопрос до конца не решен из-за целого ряда ограничений на поставки изделий космического назначения, и более того, в изделиях в космическом исполнении наше место занимают американцы или французы. Но не это главное препятствие.
- И что же еще мешает российскому хайтечному экспорту?
- Страшная забюрократизированность очень многих видов деятельности. Пример: бухгалтерия на «Морионе» состоит из восьми человек (это еще немного для предприятия РФ, где работает 500 человек), а на аналогичной фирме в США всего два бухгалтера. Что, наши глупее? Нет, но мы вынуждены держать столько из-за гигантского документооборота. А ведь кто-то по идее эти бумаги еще должен читать, проверять, контролировать. Огромные людские ресурсы просто уходят в песок, тратясь на подготовку и обработку документов.
- Может, так решается проблема безработицы в нашей стране?
- Когда с этим сталкиваешься каждый день, становится не смешно. Если говорить о внешнеэкономической деятельности, то мы по условиям экспорта приравнены к тем, кто вывозит, к примеру, лес-кругляк. Такова философия наших нормативно-правовых актов в области ВЭД - ориентированность на крупные, но редкие экспортные поставки простой продукции с низким уровнем добавленной стоимости, мизерной номенклатурой входящих компонентов (какие компоненты у того же кругляка?). Понятно, что это устроено в пользу сложившейся структуры российского экспорта как преимущественно сырьевого и направленного на вывоз продукции с низкой долей добавленной стоимости.
- Должны же быть и какие-то рациональные изменения?
- Есть отдельные позитивные подвижки, не сказать о них - просто быть вралем. Так, если раньше паспорт сделки (один из таможенных документов ВЭД) требовался при сумме сделки в пять тысяч долларов, то теперь с 50 тысяч. Это большой прогресс в сторону уменьшения бумаг. Тормоз вроде бы сбавляет силу прижатия колодки к колесу.
Но если вернуться к разговору о рациональности управления ВЭД в целом и инновационной направленности правительства, то как объяснить, что в декабре 2010 года вышло, а в январе 2011 года вступило в силу его же постановление, направленное, по сути, против всех экспортеров электронного приборостроения: сборы за таможенное оформление каждого из отправлений возросли сразу в десять раз. Раньше при вывозе продукции стоимостью до 200 тысяч рублей - а многие отправления у электронных экспортеров больше и не стоят - надо было заплатить 500 рублей, а сейчас - пять тысяч за каждое, причем независимо от стоимости. Ты отправляешь три генератора стоимостью 300-500 долларов, а 170 платишь за оформление. Если бы мы вывозили турбины, то и не заметили бы этого новогоднего подарка, но мы же отправляем массу небольших посылок. Многих приборостроителей, у которых масса экспортных отправлений, небольших, недорогих, но много, это может поставить на грань разорения. Если в цену заложить эти новые 20 процентов, кто у нас приборы вообще купит? Другой свежий пример. С октября 2011 года вступила в действие еще одна рационализация по таможенным сборам: стоимость оформления документов на вывоз изделий из кварца, который по какому-то недоразумению приписали к драгоценным камням, выросла сразу в 200 раз! У нас под эту категорию подпадают кварцевые кристаллические вибраторы с кристаллом очень сложной обработки, уровень добавленной стоимости в них, между прочим, почти 95 процентов, то есть сам кварц в продукте почти ничего не стоит. Но за каждую посылку теперь надо платить 100 тысяч рублей вместо прежних 500 рублей. Это что, стимуляция высокотехнологичного экспорта? Ведь мы ставимся в заведомо проигрышное положение по сравнению с конкурентами. Источником пополнения российского бюджета экспорт электронного приборостроения, увы, не является. Наоборот - тех крох, которые еще поступают в бюджет от налогов и прочего из этой отрасли, станет еще меньше. Такого отношения к своему высокотехнологичному экспорту в развитых странах, конечно, не встретишь. Как быть? Главное - не изобретать велосипед. Следует просто грамотно перенять соответствующий опыт, обсудив его предварительно с активными участниками ВЭД. Все это давно и хорошо отработанные в мире вопросы.
Ссылка на статью:
http://expert.ru/expert/2011/44/vyisokij-standart-chastotyi/ Журнал Эксперт.
п.с. Далеко ли мы уйдем с таким подходом? С трибун они говорят одно, а в реальности делают противоположное. Хотя это не новость.
И главный вопрос, почему это все нельзя было начинать менять 11 лет назад?