Originally posted by
simoron_burlan at Формирование экологического мышления и поведения при помощи тренинговой технологии «СИМОРОН» (16)
(Статья Петры Бурлан)
Бесчисленные поколения людей сотни и тысячи лет экспериментировали с возможностями, данными природой и заложенными в человеческом духе, и всегда получали предсказания крайне неустойчивого будущего с невиданными по силе землетрясениями, извержениями вулканов, потопами, ураганами… Мишель Нострадамус, Эдгар Кейс и индейцы племени хопи говорили о подобных вещах давным-давно. И в наши дни только ленивый не упомянул экологический кризис с его техногенной экспансией и антропоцентрическим экологическим сознанием, согласно которому экологическое поведение и формирующее его мышление существует в нехитрых рамках «мы и они», где МЫ - это люди-человеки со всей их психофизической начинкой, а ОНИ - досадное недоразумение в виде ползающих-летающих-плавающих бессловесных тварей, назойливо путающихся под ногами; МЫ - это смыслы, понимание и мораль (как будто мозг - это вместилище разума, а не просто плохо используемый компьютер!), а ОНИ - подсобный материал в плохо организованной лаборатории. Лаборатории, где с маниакальным энтузиазмом проводится опыт на самоуничтожение.
К сожалению, мы беспощадно исковеркали наш мир, превратив планету из рая в пристанище убийц и насильников, где самые лучшие научные достижения и самая передовая технология используются для войны. Любое оружие - от палки до ядерной боеголовки - ведет человечество к самоуничтожению. Кто же еще, кроме нас самих, замутняет нам разум? Если нас трясет от наркотиков, как мы можем услышать и понять язык Природы, Вселенной и избежать последствий нашей собственной глупости??
Мы - те, кто ходит по твердой земле, носит одежду и с течением времени старается все более и более отделиться от себе подобных; у каждого из нас отдельное жилье, отдельная еда, свое отдельное и гордое «Я», которое мы стараемся всячески оградить от посягательств таких же, как мы, людей. Мы забыли, что являемся богами: выдумали себе «богов», также отделив их от себя, посадив их на небо, а себя - на землю. А между тем, до нас дошли слова Гермеса Трисмегиста: «Бог - это бессмертный человек, а человек - это смертный бог».
Можно было бы присоединиться к этому обличительному перечислению злодеяний человечества, если бы не смутная догадка, что наша испытательная потребность, она же игровой инстинкт, - неумелое желание вырваться из них же. Попробуйте лишить человека игрушек в виде социума с его глобальными и не очень связями - и человеку нечего будет делать. Он немедленно создаст новые зацепки, крючки, наведет мосты в виде мыслей, идей, любви, болезней, воровства, обмана, торговли, рабства, обожания, революции, нищеты и проч., проч., проч… Или уйдет из этой жизни, не зная, что с собою поделать. Ведь огромная часть человечества свыкается со своим бессмысленным и хрупким существованием. «Для большинства… жизнь есть только смена тяжелого механического труда и грубочувственных, оглушающих сознание удовольствий. А то меньшинство, которое имеет возможность заботиться не о средствах, но о целях жизни, …пользуется своей свободой от механической работы… для бессмысленного времяпрепровождения» [В.С.Соловьев]. «Жить так, чтобы не было в жизни смысла - вот что становится теперь смыслом жизни.» [Ф.Ницше]. «В общем, если поглядеть с Луны… на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух…, дерущихся, интригующих, блудящих, рождающих, падающих, умирающих» [Эразм Роттердамский].
Из утверждений известных мыслителей и исследователей душ человеческих вытекает, что «люди - слепцы, они только безумствуют…» [Г. Манн], не ценят жизнь. Получается, что человеку мешает человек - то есть он сам. И он же помогает. Последнее обстоятельство внушает надежду, что описанные «ужастики» могут не иметь продолжения в реальности, если взглянуть на нее не как на кунсткамеру выродков, а как на базу для жизнетворчества. Основанием для такого взгляда служит хотя бы тот факт, что, несмотря на все имевшие место на планете катастрофы, физические и социальные, «…кто сказал, что земля умерла? нет, она затаилась на время…» (В.Высоцкий). Посмотрим же, что таит в себе это таинство и как его можно применить в целях гармонизации бытия.
Система «Симорон» предлагает в этом плане следующее. Каждый из нас приходит в мир со своей авторской программой, своим лицом. Приходит, не зная, чем и кем мир заселен. Выясняется, здесь уже кто-то есть и этот кто-то успел установить правила, с которыми следует как бы считаться. Иначе, самое большее, что нам светит, - судьба Маугли… И вот, глядя на родителей, братьев и сестер, друзей и недругов, мы строим собственную личность - мозаику тех или иных черт, красок, свойств, присущих нашему окружению. Это позволяет нам адаптироваться в социальной среде, чувствовать себя ее «законными» членами. Чем больше в личностной мозаике отражены элементы этой среды, тем увереннее, как нам кажется, проявляем мы себя в мире.
Однако, примерившись, пристроившись к массовке, мы оказываемся зависимыми от нее, словно марионетки, во всех этих проявлениях. Уверенно шествуем мимо Себя, мимо своей авторской уникальности… И в то же время, подсознательно протестуя против этой зависимости, как бы отторгаем от Себя то, что взяли у других. Возникает внутренний конфликт, проецируемый нами во внешний мир: мы вступаем в конкурентные отношения со средой. Во что это выливается в конечном счете - видно их преамбулы к нашей теме…
Между тем, прислушавшись к голосу своего природного, исходного «Я», мы обнаружим: все, что находится извне, является нашим продолжением. Если мы твердо помним об этом, в нашей власти корректировать свою созидательную деятельность, так чтобы внутренние наши противоречия и конфликты с другими объектами не могли возникать. В этом случае всё, что транслируется из недр нашего авторства, не способно нанести урон ни нам, ни кому бы то ни было, наоборот: представляет собой программу позитивного преображения жизни - в любых ее областях. Окружающие слышат в этих наших предложениях то, что является для них подлинным благом, и охотно присоединяются к ним. Между нами возникает «альпинистская связка» сотрудничества, взаимоподдержки, взаимопомощи…
Закономерный вопрос: как же добраться до своего естества, дать ему слово? Как сделать, чтобы заслон «оболочек», воспринятых у среды, не препятствовал проявлению нашей самобытности, не «фильтровал» ее таким образом, что от самобытности этой остаются лишь слабые блики? Логика подсказывает: вооружившись таковой целью, достаточно было бы просто соскрести, сбросить с себя эти «оболочки». То есть, всякий раз, когда наши личностные проявления натыкаются на некое препятствие, мы делаем вывод: опять вступили к конфликт с собою и миром… Отказавшись от продолжения движения в данном направлении, мы можем выйти из плена проблем, возвратиться в свое природное - беспроблемное - пространство, где все наши "хвосты" сами по себе подчистятся, а новые - не вырастут.
Вроде бы все правильно - да не получается…
Причина: заимствования настолько имплантировались в нашу душу и плоть, что отделить их от себя возможно только «с мясом». Пути разоблачения лжи, непротивления злу, ухода от мирского бытия в схиму никогда еще не приводили к ожидаемому эффекту. Свято место пусто не бывает: оказавшись раздетыми донага, мы с вами по инерции схватимся за что-нибудь, дабы использовать в качестве фигового листка… Причем, искать долго не приходится: в поле нашего зрения тут же появляется кто-то, любезно предлагающий поделиться своими одежками. Мы, естественно, напяливаем их на себя и… вновь делаем вид, что живем, радуясь и страдая чужими радостями-страданиями, воюя с ними и теми, с кого их скопировали.
Есть другой выход. Помня о своей постоянной готовности оглядываться, прятаться за других, держаться за старый гардероб, можно профилактически применять простую и эффективную технологию, утоляющую нас в этом устремлении и снимающую потребность в дальнейшем маскараде. Примерно то же, чем занимается медицина, прививая клиенту слабую дозу инфекции, дабы закалить его организм и предохранить тем самым от серьезного поражения.
Итак, чтобы предупредить, перехватить свое побуждение облачаться в чужое, мы сами, по доброй воле будем «натягивать» на себя, подражать всему, на что падет взор: людям и предметам, растениям и животным, различным природным явлениям… Будучи сейчас инициаторами этого процесса, управляем его течением и приходим к нужному нам эффекту: насыщению, исчерпанности для нас игры в жизнь. Рано или поздно на чаше весов должно перевесить наработанное таким образом ощущение незаинтересованности в копировании внешнего мира. Предполагается, что в этот момент мы как бы пробуждаемся к жизни заново, оказываемся на ее стартовой позиции.
Теперь важно не позволить себе «спросонок» сфокусироваться на прежних образах, вновь нарисовать формы, которые только что потеряли для нас свою значимость. Что ж, инстинкт подражания будет лишен слова, если мы сразу после своего рождения-возрождения перехватим у него инициативу, начнем действовать. Как именно? Тут же, не задумываясь, без промедления, исторгнем из своего расчищенного, распакованного «Я» то, что в нашем личностном опыте доселе не присутствовало. Это может быть любая неожиданная ассоциация, картина, неожиданное сочетание слов, звуков, движений…
Мы создаем авторский проект - проводник в мир новых возможностей, прокладывающий тропу в хоженом-перехоженом поле шаблонов, повторов, тупиковых маршрутов… Тропу первооткрывателей - трассу авторской самореализации, где любое возникающее желание, побуждение наше осуществляется без малейших усилий, не встречая преград нигде и ни в чем. Потому что оно не противоречит желаниям других людей, других существ биосоциума, созвучно их естеству, природе.
Глянем вокруг… Мы непременно увидим во встречных объектах какие-то черты, присущие своим созданиям-образам. Детали, мелочи… Их не надо искать - сами бросятся в глаза. Дело в том, что они всегда есть, всегда были в мире - только мы их не замечали, заслонив от себя шорами-масками. А теперь - зрение наше освободилось от шор. Всюду, где обнаружатся эти проекции нашего «Я», - нас ожидает рука друга, сотрудника, сотоварища…
Это - один из путей к установлению того равновесия в человеческом пространстве, о котором «болеет» экологическая психология. Один из самых перспективных путей - полагаем мы, авторы системы «Симорон». По той причине, что он не требует особых затрат - материальных или душевных, доступен практически любому человеку, независимо от его социального статуса, мировоззрения, профессии, возраста. Многолетняя практика нашей работы в этом направлении показала, что описываемый метод стал для тысяч людей подлинным выходом из мира противоречий, борьбы, драм в мир гармонического бытия.
Дальнейшие симоронские исследования ведут к установлению «альпинистских» взаимоотношений между человеком и минералами, флорой, фауной, человеком и видимыми-невидимыми территориями Вселенной. Экологический контакт рассматривается в этом аспекте как универсальное средство миротворчества в самом широком понимании этого слова.
«Актуальные проблемы психологии. Экологическая психология. Том 7, ч. 1
- Киев, Институт психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины, 2003, - стр. 167
Петр и Петра Бурланы Читайте нас в социальных сетях:
Facebook:
http://www.facebook.com/SIMORON.BURLANVKontakte:
http://vkontakte.ru/simoronkievOdnoklassniki:
http://www.odnoklassniki.ru/group/52041278685350 YouTube:
http://www.youtube.com/user/SimoronBurlan/videos