Проповедь митрополита Феодосия (Снигирёва) в кафедральном соборе Черкасс... Редко наши владыки говорят что-то дельное. Так что привожу полностью в переводе на русский язык, хотя вторая половина мне не особо нравится...
«В обществе матерью для народа, для людей, для общества является Церковь. Как раз на Церковь возложена ответственность и обязанность воспитывать общество. Воспитывать не только тех людей, которые в храме стоят и молятся. А все мы с вами вместе представляем тело Христово - Церковь. Речь идёт именно про внешнее общество, которое, может, и в церковь и ходит иногда, а может, и не ходит, про народ. Воспитывать народ - это обязанность и ответственность Церкви. Церковь матерью должна быть. А народ - чадами. И как воспитает Церковь народ, такие плоды потом и собираем. А какие плоды мы сейчас с вами собираем? Очень горькие плоды. Вы знаете, что происходит. Церковь гонят, верующих людей, монахов из лавр выгоняют, храмы отбирают. Закон приняли о запрете Церкви. Виноваты ли мы в этом с вами? Если ли наша вина в этом всём? Конечно есть! И очень большая. Именно наша провинность в том, что мы так воспитали общество, что сейчас оно нас бьёт, руку понимает и выгнать хочет из дома. Из того дома, который его мать - Церковь Православная сама строила на протяжении тысячи лет.
Виноваты. Наша вина. Не Церкви как святого Божьего учреждения. Он непорочна, а нас, людей, составляющих эту Церковь. Вина епископов, священников, духовенства, монашествующих и мирян. Когда нужно было все силы бросить на то, чтобы воспитать новое молодое общество; была юная страна в начале девяностых; молодое гражданское общество, которое только начинало свою независимую жизнь... Прошло 30 лет. Были ли ошибки у нас за эти 30 лет? Очень большие ошибки были! Чем мы занимались: Церковь эти 30 лет? Строили храмы, возрождали монастыри; праздновали праздники; общались с власть имущими. Это нужно было делать? Да, конечно, нужно было. Как родителям нужно заботиться о своих детях, чтобы им было во что одеться, что поесть, где учиться. Это нужно было делать, но и другого не оставлять. А чего «другого»? Вразумления нашего народа в основах православной веры. В трезвом понимании своей истории. В благородстве, в понимании культуры, которую несёт наша Православная Церковь на протяжении тысячи лет. Что мы делали на этом пути? Почти ничего не делали: строили, да праздновали; а про это забыли.
Вот, для примера, для контраста приведу вам пример Украинской греко-католической церкви. Ещё в 90-х годах, в 1994 году, греко-католической церковью был основан Украинский католический университет. Это учебное заведение до сегодняшнего дня стало большой, разветвленной сетью образования и воспитания. Там есть много институтов, факультетов: журналистики, бизнеса и так далее и так далее. Только сейчас на сегодняшний день на очном и заочном отделениях Католического университета, который находится во Львове, обучается около 2 с половиной тысяч студентов. А сколько тысяч было выпущено выпускников за весь этот период от 1990-х годов? Должно быть, тысячи, тысячи и тысячи. Речь идёт не о религиозном образовании. Нет. Это не семинария. Семинарии и у нас есть: работали и работают. Это образование для светских людей, но так, как его видят греко-католики. Со своим осознанием истории нашего народа, веры. А у нас с ними вера отличается. Разная вера у нас с греко-католиками. И взгляд на историю нашего народа у нас отличается. И культурное наследие у нас разное. И вот из этого университета тысячи тысячи выпускников за эти все десятилетия заняли должности по всему нашему обществу. Кто-то преподаёт уже в других университетах или стал директором школы. Или стал депутатом или чиновником, журналистом, главой медиаресурса, бизнесменом, членом кабинета министров несколько людей в этом году. В Forbes украинском из выпускников и один студент этого университета.
Греко-католическая церковь работала очень плодотворно с гражданским обществом с 90-х годов. А что сы сделали за это время в этом направлении? Есть у нас университет, в котором учатся тысячи воспитанников и потом с православным мировоззрением, со взглядом на историю Церкви и народа, таким, каким у нас является православным традиционным, потом идут во все сфера гражданского общества? Нет у нас такого университета. Может у нас хоть есть гимназии православные, воспитывающие не прото детей священников для будущего священства, а всех желающих, чтобы сначала, с детства, было православное образование у людей? Нет. На всю Церковь, может быть, у нас пять гимназий если есть, то и хорошо. Одна из них у нас в Черкасской епархии четыре года назад она появилась. А раньше не было. Это великое наше упущение. Великое упущение, и ни на кого мы сейчас е можем сетовать, что нас гонят, бьют и запрещают. Мы не воспитывали гражданское общество. Мы строили и праздновали. И нужно было и строить и праздновать, но и этого не забывать.
А теперь, теперь нас выгоняют из собственного дома. Как выгоняет невоспитанный сын или дочь свою старую мать выталкивает из дома, который она в молодости строила всю свою жизнь. Выталкивает в шею и говорят: "Иди на все четыре стороны". Вот так и историческую церковь нашего народа, которая сформировала его в нынешнем бытии, сейчас выталкивают как старую мать. И вина в этом - наша. И мы должны осознать эту вину. Каждый из нас. И многие из духовенства только сейчас начинают понимать эту вину перед Богом, что нарушили ответственность, которую на наши плечи возложил Господь за наш народ. Много кто из духовенства осознаёт эту ответственность нарушенную и эту вину. Ну может кто-то и не осознаёт, кто в прицнипе привык осознавать какие то свои провинности.
Что же нам делать теперь? И в принципе чито делать матери, у которой дети так себя ведут и бьют её и выталкивают их хаты? Ну прежде за всё осознать свою вину и покаяться в ней. Это первое и главное. Такая мать должна покаяться, потому что так воспитывала своих детей. И мы, члены Церкви, должны тоже покаться в своих упущениях, в том, что думали: «Да как-то рассосётся. Ну, там какие-то тараканы, мусор в голове у людей появились. Что-то такое пишут, непонятно. Ну всё равно, куда же они денутся? Мы же Православная Церковь своего народа! Кто ж нас будет трогать? Всё равно корень духовный у них в Церкви растёт. Поэтому ничего не будет». А вот произошло, и мы должны в этом покаяться!
А кроме этого, что нам делать? Говорить, кричать, ругаться на тех, кто нас гонит? Ну а в чём смысл? Или матери в семье, чтоб пилить, клевать своего сына или дочь, что такой, такой, такой ты плохой такой ты, не так делаешь? Да он только ещё больше обозлится. Иногда надо сказать, чтоб он понимал, что не так всё, как он говорит, как он делает. Но пилить смысла никакого нет. Что матери своего сына в доме, что Церкви - нынешнее общество. Это поздно. Это нужно было делать раньше, когда ребёнок поперёк кровати лежит, вот тогда надо её воспитывать. А когда выросла и вдоль кровати уже легла, то уже поздно воспитывать. Так что же делать? Может, матери начать потакать ребёнку своему? Кто-то так и делает. «Да ничего страшного, ты гуляй, где гуляешь. Друзья у тебя, ну какие уже есть, такие друзья. На тебе денег с собой, только не бей меня, только из дома не выгоняй. Делай что хочешь: пей, кури, играй в казино, только меня не бей и из дому не выгоняй». Так себя будет мать вести? Ну будет, если сама алкоголичка или не в своём уме. Но верная и верующая мать так вести себя не будет. И оправдывать ошибки и заблуждения детей своих не будет. Но и пилить не будет, если уж такое случилось.
А что она будет делать после покаяния? Молиться. От всей души. От всего сердца будет молиться за своего ребёнка. Потому что какой бы ребёнок не был, он ребёнок. И даже когда ребенок свою мать бьёт, мать готова этот кулак поцеловать. Помните такую притчу как юноша полюбил одну злую и агрессивную девушку? Очень полюбил. Она ему говорит: "Я буду твоей, но твоя мать меня не походит. Сделай с ней что-нибудь. А лучше знаешь, пойди, вырви у ней сердце и принеси мне! Принесёшь мне вырванное сердце своей матери, и я буду твоей навсегда". И пошёл юноша. И вырвал сердце у свой матери. И бежал к своей возлюбленной с окровавленными сердцем в своих руках. И споткнулся о камень и упал, испытывая боль, на землю. А сердце тихо, шёпотом ему заговорило: "Сын мой, не ударился ли ты? Не болит ли у тебя? Всё ли у тебя хорошо?" Вот сердце матери. Если даже дети её бьют и выгоняют, она любит детей. Даже если она согрешила в молодости и не воспитала как следует своего ребёнка, она любит этого ребёнка. А молитва матери - это наиболее сильная молитва на земле, которая может быть. И если мать молится от всего своего сердца с любовью о своём ребёнке, она её обязательно вымолит. Господь молитвами матери с дна моря поднимает тех, кто утонул. Так же и с Церковью.
Мы можем сейчас молиться и должны именно молиться. Пусть нас гонят, выталкивают, бьют. Но это наш народ. И мы несём за него ответственность перед Богом, а Бог - отец в нашем доме, в нашей хате. И кому Церковь не мать, тому Бог не отец. И ради спасения, ради любви нашей к своему народу мы должны молиться, как молится мать, даже у которой вырывают сердце. Тогда обязательно Господь спасёт. Спасёт народ. Каким образом? Не непростым и не таким образом, как спасают воспитанные дети. Через скорби. Через болезни. Через проблемы. Через увечья. Через страдания. Вот так спасает по молитвам матери Господь её детей всегда, когда приходит сын, как блудный сын из притчи евангельской, к родителям и говорит: «Я согрешил. Я не слушал тебя, мама и отец. Я жил своим умом. Я выгнал тебя из дома. Прости меня».
Если мы будем всей Церковью так молиться. Ведь вы понимаете, нас могут выгнать из даже из наших храмов, монастырей, но с Церковью ничего не случится. Ну это всё равно, что старую мать выгнать из дома, но она от этого всё равно не умрёт. Будет где-то скитаться. Так и мы будем скитаться и молиться. Если будем молиться от всего сердца с любовью о нашем народе, чтобы Господь спас его, то через скорби, через проблемы, через боль народ обернётся, придёт и вернётся к своей матери - исторической Церкви, которой тысячи лет. И скажет: «Мать, прости меня. Научи меня, как жить, так, чтобы этого никогда больше не повторилось. Возьми меня под свой покров». И Церковь ответит: «Сын мой, я так долго этого ждала. Теперь мы будем вместе и вместе с нашим Отцом - Богом. Вставай с колен. Всё будет хорошо».
Митрополит Черкасский Феодосий (Снигирёв) (
ссылка)