30 июля 2024 года в Москве под председательством главы Синодального миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия состоялось очередное заседание Коллегии Отдела. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя по апологетической миссии иерей Сергий Фуфаев, заведующий сектором образовательных программ протоиерей Александр Тимофеев, заведующий сектором аналитики проф. А. Н. Гуня (онлайн); ответственный секретарь Коллегии СМО Фуфаева Е. С., сотрудник секретариата апологетической миссии чтец Максим Леонард. <...>
ПОСТАНОВИЛИ:
1. По причине того, что формой деятельности Синодального миссионерского отдела в отношении подготовки миссионерских кадров согласно Уставу Отдела, законодательству Российской Федерации об образовании и внутренним документам Отдела («Положение об организации подготовки миссионерских кадров Синодальным миссионерским отделом») является организация подготовки миссионерских кадров, а не реализация образовательных программ, признать нецелесообразным использование названия образовательного проекта «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе».
2. Преобразовать образовательный проект «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» в образовательный проект Синодального миссионерского отдела «Ортодоксия», реализуемый на базе факультета дополнительного образования ПСТГУ в рамках соглашения о сотрудничестве от 13 июля 2024 г.
3. Выразить благодарность протоиерею Игорю Фомину за руководство образовательным проектом «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» в период 2020-2024 гг.
4. Выразить благодарность митрополиту Зарайскому Константину, Патриаршему экзарху Африки; митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу, управляющему Филиппино-Вьетнамской епархией; архиепископу Корейскому Феофану, управляющему Кызыльской епархией; епископу Аргентинскому и Южно-Американскому Леониду; ректору Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) протоиерею Алексию Куренкову за положительную оценку деятельности Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе.
5. Засвидетельствовать готовность Синодального миссионерского отдела к продолжению сотрудничества со всеми заинтересованными структурами и лицами в рамках образовательного проекта «Ортодоксия».
6. Согласно п. 3.1. «Положения об организации подготовки миссионерских кадров Синодальным миссионерским отделом» руководителем образовательного проекта «Ортодоксия» назначить заведующего сектором образовательных программ СМО протоиерея Александра Тимофеева, утвержденного в должности Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
7. Предоставить преподавателям образовательного проекта «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» возможность в приоритетном порядке участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей преподавателей образовательного проекта «Ортодоксия».
8. Рекомендовать обучающимся по образовательным программам «Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе» перейти на обучение по программам образовательного проекта «Ортодоксия», реализуемым Синодальным миссионерским отделом совместно с факультетом дополнительного образования ПСТГУ. (
ссылка)
-----------------------
Иерей Георгий Максимов, бывший одно время руководителем «Школы православного миссионера», сразу же выступил с критикой и неприятием данного решения, упомянув о том, что среди лиц, принимавших данное решение, не было ни одного представителя «Школы православного миссионера». Также он сказал, что, хотя в решении говорится о преобразовании, на деле речь идёт о ликвидации. Сегодня он выпустил видео с систематической критикой данного решения и лично епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева) и протоиерея Александра Тимофеева, назначенного руководителем проекта «Ортодоксия», призванного заменить «Школу православного миссионера».
You can watch this video on www.livejournal.com
Скажу от себя, многие (если не большинство) аргументы иерея Георгия Максимова справедливы, но сказал он далеко не всё, что можно было сказать. Так что скажу я. Я давно уже пришёл к выводу, что главный враг православного миссионера - это другой православный миссионер. Увы, но у нас нет единой и одобренной всеми концепции и практики миссионерской деятельности. И вообще нет ясного соборного ответа на слишком многие вопросы современной церковной жизни. Соответственно, разница во взглядах приводит к конфликтам и даже взаимным обвинениям в неправославности. Это несомненный факт.
Другой факт состоит в том, что с наследием покойного о. Даниила Сысоева есть очевидные проблемы. И иерей Георгий Максимов всё же неправ, говоря, что о. Даниил Сысоев «придерживался строго святоотеческого учения», хотя сам о. Даниил именно так и думал. Проблемы эти были обусловлены тем, что в 1990-е годы было мало качественных материалов не только по теме миссии, а и вообще по теме православного богословия. Зато массовыми тиражами издавалась весьма сомнительная литература, нередко с явно еретическими материалами (царебожие, апокалиптические веяния, раскольнический и сектантский дух, стремление канонизировать Ивана Грозного и Гришку Распутина, стремление свести православие просто к национальной или государственной идеологии, воинствующий экуменизм). И надо отдать должное о. Даниилу: с большинством этих отклонений он в самом деле боролся по мере сил.
Но в этих спорах он и сам не всегда высказывал верные суждения. Например, воинствующий антисциентизм. Сразу скажу, что я не сторонник сциентизма, но полное отрицание вообще всякой светской науки и светского образования не доведут Церковь до добра. Не красило его и стремление приписать отцам Церкви воззрения протестантских фундаменталистов на Библию, при котором читать Её можно только буквально + распространение этого же принципа на святых отцов Церкви, изобретённое в XX веке иеромонахом Серафимом (Роузом). Третье его неоднозначное мнение - это то, что он назвал уранополитизмом («небесным гражданством»). В принципе, само по себе это ересью не является, но в изложении наиболее неадекватных последователей о. Даниила это превратилось в пафосное очернение государства как такового (в первую очередь Российского), при этом от «плюшек» от государства эти люди отказываться не спешат. Ещё одна проблема последователей о. Даниила - всё тот же воинствующий антисциентизм. Более всего меня разочаровал упоминаемый у иерея Георгия Максимова в ролике Александр Коршиков, искренне считающий учёных-естественников то ли недоумками, то ли сознательными вредителями. Из его речей (а потрепать языком Коршиков очень любит) становится ясно, что он даже не потрудился детально разобраться в том, что он критикует, руководствуясь в своих суждениях не текстами критикуемых, а суждениями таких же недоучек, как и он сам. Подобные примеры можно приводить и дальше.
В 2009 году, когда о. Даниила Сысоева не стало, казалось, что его последователи исправят его ошибки и согласуют то, что он делал, с общим богословским контекстом Русской православной церкви. Но получилось не так. Его последователи и ближайшие друзья продолжали держаться особняком, регулярно критикуя представителей академической богословской науки в модернизме и «отступлении от святых отцов». Кроме того, как я уже упоминал, они ещё больше развили многие его ошибочные положения. А учитывая, что научное богословие (теология) отнюдь не стояла на месте, набираясь опыта и знаний, это со временем всё более дистанцировало её от кружка последователей о. Даниила. Неизбежно становился вопрос: а настолько адекватно «Школа православного миссионера» отражает то, к чему пришли лучшие представители богословской науки Русской православной церкви? Ответь здесь вполне очевиден. И с этим рано или поздно надо было что-то делать. И реакция последовала. Могу только сказать, что всё то, что ныне нами осуждается, должно было обсуждаться до принятия данного решения, а не post factum, и здесь иерей Георгий Максимов, конечно же, прав. Что касается проекта «Ортодоксия», то можно согласиться с мнением иерея Георгия Максимова, что высока вероятность, что данное мероприятие не будет адекватной заменой «Школы православного миссионера» в плане научения собственно миссии. В любом случае, я буду следить за развитием событий.
P.S. Увлечения протоиерея Александра Тимофеева дугинством, как и самого дугинства, никак не одобряю.