Jul 26, 2024 01:16
Священный синод Русской православной церкви постановил освободить протоиерея Владимира Воробьёва от должности ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного Свято-Тихоновского богословского института с выражением благодарности за понесенные труды и тридцатилетнее плодотворное служение по созданию, становлению и развитию названных учебных заведений. Ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного Свято-Тихоновского богословского института Синод назначил епископа Егорьевского Мефодия (Зиновского) с освобождением его от должности ректора Николо-Угрешской духовной семинарии и сохранением за ним должности наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Синод назначил протоиерея Владимира Воробьева президентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного Свято-Тихоновского богословского института. По словам В. Р. Легойды, смена ректора связана с возросшим объёмом текущей оперативной работы.
-------------
ПСТГУ как особая образовательная структура появилась ещё осенью 1990 года, а занятия начались в феврале 1991 года. Протоиерея Глеба Каледу, который был изначально избран (именно избран самим коллективом курсов, а не назначен кем-то сверху) ректором. Тогда это были Богословско-катехизаторские курсы, которые уже в 1992 году стали Православным Свято-Тихоновским богословским институтом, который с самого начала управлялся протоиереем Владимиром Воробьёвым, так как Глеб Каледа ушёл с должности ректора курсов ещё в мае 1991 года. И вот до 25 июля 2024 года ПСТБИ/ПСТГУ не знал другого ректора. За это время произошло очень много изменений. Частная инициатива группы московских священников, не имевших в начале ни спонсоров, ни помещений, ни государственной аккредитации, всё это время последовательно развивалась, обретая известность, помещения, признание государства и научный статус. Активно развивалась издательская деятельность, повышалось качество преподавания, развивались разные направления научно-исследовательской деятельности, что в итоге привело к получению институтом статуса университета в 2004 году, началась разработка собственного стандарта по православной теологии, который в итоге стал как общецерковным, так и общегосударственным. И это вывело ПСТГУ в лидеры церковной науки в Русской православной церкви. И только одно омрачало триумф ПСТГУ: количество поступавших со временем стало уменьшаться, что во многом является следствием провальной информационной политики Патриарха Кирилла и определённой усталости общества от православия в его виде.
Какова же во всём этом была роль протоиерея Владимира Воробьёва? Здесь надо сразу сказать, что он при всех своих заслугах так и не состоялся как учёный. Конечно, научные публикации у него есть, но в первую очередь это публикации различных документов, найденных в самых разных архивах. Также он активно раздавал интервью на протяжении всего своего ректорства. Его основная роль в ПСТБИ/ПСТГУ была в первую очередь в организаторстве и вдохновительстве. Даже обладая большими средствами, не так-то легко «сделать» хороший ВУЗ. А сделать его практически без средств - это уже настоящий подвиг, и он этот подвиг совершил. Для тех, кто не знает, скажу: зарплаты в ПСТГУ никогда не были большими. Здесь всегда работали за идею, работали для того, чтобы развить образованность в Церкви и церковность в сфере образования. Всё это, повторюсь, вполне удалось. ПСТГУ работала как часы, год от года наращивая обороты и добиваясь новых и новых успехов. При таком безденежье очень важную роль играла и продолжает играть семейственность (в хорошем смысле): в ПСТГУ, например, трудится преподавателем иерей Иоанн Воробьёв, сын протоиерея Владимира Воробьёва. И часто отцы вовлекали в преподавание своих детей, но делалось это отнюдь не за счёт качества. Напротив, в ПСТГУ сложилась особая атмосфера, которую там называют семейной.
И всё-таки писать идиллию я не буду. Один из законов Мерфи гласит: «Любая система, зависящая от человеческой надёжности, ненадёжна». Конечно, были и есть свои изъяны и в ПСТГУ. Первоначально (в 1990-е, а отчасти и в 2000-е) главным изъяном, помимо бедности и нехватки учебных материалов, была излишняя строгость, стремление карать за любой проступок, тем более, что за дисциплину отвечал не кто иной, как протоиерей Димитрий Смирнов. Тут уместно вспомнить слова иеромонаха Павла (Троицкого): «Мягкий духовник - беда для пасомых», который пользовался безоговорочным авторитетом у основателей ПСТГУ. Впрочем, постепенно жёсткость уходила, особенно в связи с тем, что число абитуриентов сокращалось и приходилось бороться за имевшихся, а на смену ей пришёл разумный баланс между добротой и строгостью. Кстати, о Павле (Троицком) надо сказать отдельно. Если расспросить всё того же протоиерея Владимира Воробьёва, то он скажет, что это был дивный, всезнающий старец, который руководил своими чадами через письма, но при этом по скромности или по каким иным причинам решивший затаиться где-то в лесах и не показываться никому. Такова легенда. Действительность же крайне разочаровывающая, и заключается она в том, что Павел (Троицкий) умер 8 февраля 1944 года в лагере, а в конце 1960-х годов его имя было использовано государственными органами СССР для воздействия на протоиерея Всеволода Шпиллера, а затем и его учеников, с которыми от его имени с 1970 по 1991 годы велась активная переписка. Увы, но сложить в уме простые факты не пожелал никто из них. До сих пор время от времени проходят вечера памяти «старца» Павла (Троицкого), а его имя, наряду с протоиереем Всеволодом Шпиллером красуется в официально истории ПСТГУ как духовного наставника и вдохновителя создателей ПСТГУ.
Я всё же убеждён в том, что нежелание знать истину, довольствуясь «возвышающим обманом» вместо «низких истин», всё же Богу неугодно. И Он неизбежно начнёт «воспитывать» тех, кто пребывает в таком приятном самообмане. Просто потому, что это не ведёт к спасению и истине. Я не знаю всех подробностей свершившейся смены ректоров, но склонен думать, что это произошло не без воли Божией. Просто ПСТГУ как бы уже достиг всего того, что мог достигнуть при Владимире Воробьёве. То есть перерос своего создателя. И мне хочется надеяться, что новый ректор выведет институт на новые высоты, а заодно и «расколдует» тему «старца Павла» для исследователей. Но нужно быть осторожным, потому что очень многое в ПСТГУ держалось и держится на неформальных (семейных) связях и договорённостях. ПСТГУ - не МДА, и частой смены ректоров он, скорее всего, не выдержит, как не выдержит и резких перестановок в преподавательском составе. Остается только надеяться, что у нового ректора всё получится. А если не получится, то будет загублен самый плодотворный научный центр в истории Русской Православной Церкви.
статеички,
церковное,
образование