Государство университеты интересовали исключительно с одной точки зрения. Не то, что они занимаются каким-то там познанием, открытием - это вторичное; важно было получить высокообразованных чиновников. Это будущие служилые люди. И, соответственно, служилые люди должны воплощать и в своей деятельности всегда держать имперскую идею, работать на государство, на императора. Чтобы работать на благо отечества, у них не должно быть завихрений, ходов куда-то в сторону. Соответственно, университеты находились под жёстким контролем. Всякое вольномыслие пресекалось. И философия имела больше всего проблем в этом плане.
Одна из первых проблем случилась в 1848 году. 1848 год в Европе. Революционные волнения. Причину революционных волнений усмотрели в спекулятивной философии, символом которой является Гегель, гегелевская философия. Этот момент гегелевской философии Герцен выразил следующим образом: диалектика - алгебра революции. Причём то, что философия направляет думы граждан куда-то в сторону, - это была типичная точка зрения любого чиновника высокого уровня. Почему Бастилию разрушили? Потому что были вольнодумы-просветители, которые порушили все ценности, стали видеть во всём только естественные причины и внушили умам, что государство должно быть изменено, не должно базироваться на прежних религиозных требованиях. Государство - это часовой механизм, и сейчас этот механизм работает плохо, неверно. Надо модернизировать эти часы. Стали революционные волнения приписывать философам-просветителям, представителям «эпохи просвещения». В этот раз приписали представителям спекулятивной гегелевской философии.
И российское правительство, опасаясь, что революционные волнения перекинутся и на Россию, готовит указ о запрещении преподавания философии во всех российских университетах. Таким образом, на протяжении 10 лет, с 1849 до 1860, преподавание философии в университетах было запрещено, чтобы через философию не проникала революционная зараза. А иначе общество, основанное на триаде Уварова «православие, самодержавие, народность», просто рухнет. Потому что эта новая философия не принимает эту триаду. И что получили в результате? Этот парадокс или, скажем так, последствия идиотизма на высоком уровне. Государство, опасаясь, что через спекулятивную философию, через университетские умы, через университеты, которые готовят будущих чиновников, вредные идеи проникнут в массы, запретило философию. Вместо философии стали читать логику и психологию, причём логику и психологию могли читать только богословы. Причём эти предметы должны были читать так, чтобы при помощи логики и психологии подтверждать истины православия. Конечно, это были абсолютно комедийные курсы. В курсе логики пытались что-то о Троице рассуждать, а курсы психологии сводились к тому, чтобы доказать, что человек в принципе религиозен, и религиозность - это нормальное сознание, а атеистическая форма сознания - это умопомешательство. И делалось это не всегда хорошо. Это делали неспециалисты. И делались ставки на естественные науки. Увеличили курсы физики, математики, прикладные какие-то дисциплины.
И что получили в результате? Избегая одну мнимую проблему, получили реально другую проблему. Появились так называемые нигилисты. Появились позитивисты. Появилось поколение людей, которые не верили ни в Бога, ни в чёрта. Появились Писаревы, Чернышевские и их последователи. Для них прежние ценности - православие, самодержавие, народность - не работали. И они считали, что причиной несовершенного устройства общества является государство. Государство - это машина обмана. Они были убеждены, что государство надо переделать. Но само государство изнутри, сверху, не переделывается. Трактаты, письма, аналитические записки, при помощи которых интеллектуалы того времени пытались сообщить царю, как бы надо управлять процессами, не работали. Эта волна понимала, что государство должно быть разрушено. Причём, получив естественно-научное образование, они знали, как это и реально разрушить. И 1860-е - 1870-е годы - это годы террора. Появились так называемые бомбисты, которые перешли от слов к делу. Они знали, как сделать бомбу в домашних условиях. Потому что они все бывшие химики, бывшие физики, бывшие инженеры. Так, власти получили огромное количество недовольных людей, получивших специальное естественно-научное, техническое, технологическое образование и не имеющих ни прежних метафизических, ни религиозных ценностей.
И тогда испуганное правительство срочно отменяет свой указ о запрете преподавания философии в университетах. Вводит в большом количестве и рекомендует то, что раньше запрещало. Рекомендует метафизику, спекулятивную философию, отвлечённую философию. Если раньше оно говорило: как можно меньше философии, как можно меньше метафизики, как можно меньше диалектики, то по прошествии 10 лет оно говорит: побольше идеализма, побольше метафизики, больше диалектики и начинает зажимать естественнонаучное образование. Теперь уже видит в философии своего союзника. Но поскольку философию начинают навязывать, давать больше, чем нужно, это также вызывает недовольство у студентов. Это правительство рекомендует, а правительство - нехорошая субстанция. Поэтому от всего, что рекомендует правительство, надо держаться подальше. Возобновление интереса к философии заняло длительный период времени. Реальное оживление, продуктивный интерес к философии мы можем датировать только 1890-ми годами, когда появляется первый в России профессиональный философский журнал «Вопросы философии и психологии», который, в свою очередь, отражает уже реальный интерес интеллектуального сословия.
ссылка