Nov 11, 2017 22:05
Обычно официальные церковные послания читать довольно скучно. Но не в этом случае. Послание это написано по случаю празднования 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира. Я приведу здесь не полный текст, а только наиболее значимые части.
Мало только лишь принять Святое Крещение, мало только именоваться христианами. Бог ожидает от нас плодов нашей веры, надежды и любви. Когда через вашу любовь к ближним, искреннее участие и сострадание к ним, люди узрят любовь Христову - тогда только “изобразится в вас Христос”. И когда мы говорим это вам, мы имеем в виду и себя, в первую очередь. <...>
По милости Божией, все наши храмы благоустроены и добре украшены. Но это же благостное обстоятельство лишает нас последнего ложного оправдания в своей духовной лености и одичалости. Раньше мы успокаивали свою совесть - мол, нет храмов Божиих здесь. Теперь же сами камни этих храмов обличают нас. Обличают в нерадении о своем спасении.
Имея многие видимые храмы, нам впору вспомнить: “Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет” (Деян.17:24). Перед нами стоит еще большая задача - устроение храма внутри своего сердца.
Не сам собою спасается человек, но благодатию Божией, понуждая себя к воздержанию от греховных страстей, к изменению своей жизни к лучшему. Поэтому для нас так важно возможно частое посещение храмов Божиих, участие в богослужениях, прежде всего в Божественной Литургии, освящение себя через церковные Таинства. Именно православный храм является местом особого проявления благодати Божией. Здесь происходит духовное возрождение и обновление человека, встреча человека со Христом, невидимо действует спасительная благодать Духа Святого. Здесь загорается в нас желание стать чище, лучше, ближе к Богу, возникает стремление изменить свою жизнь. Верно писал когда-то святитель Феофан Затворник в одном из своих писем к духовному чаду: «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, - говорит он, - и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию. Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а - кто знает? - может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...». Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви. <...>
Юго-Восточная Азия - миссионерская территория для Святой Христовой Церкви. “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18-20) - сказал Господь Своим ученикам, а через них и каждому из нас, православным христианам. Но миссию нужно начинать, возлюбленные с самих себя. Это основа основ. Если же наша личная жизнь противоречить той вере, которую мы исповедуем, то, будьте уверены, напрасен будет наш миссионерский труд. Такова ли наша ежедневная жизнь, таковы ли наши деяния, такова ли наша любовь к Церкви, чтобы быть примером для тех, кто еще не знает Христа? Или скорее наоборот? Трудно, если не невозможно, проповедовать местным народам, не знающим Христа, если у них перед глазами негативный пример православных (или лучше сказать - формально православных) христиан. По сути, мы сами становимся первым препятствием к обращению людей ко Христу. В этом смысле нам надлежит наладить на христианских началах, как нашу личную жизнь, так и жизнь наших приходов. <...>
Нас радует состояние приходских дел и участие в них паствы в Троицком храме на Пхукете, Вознесенском храме на Самуи, но есть приходы и, особенно новообразованные, где таковое участие паствы в приходских делах все еще недостаточно. Это не является проблемой только самих таких приходов, но общей проблемой всех приходов в наших странах. Духовенству и прихожанам активных наших приходов следует делиться опытом деятельности с новыми приходами, помогать новоназначенным священникам, только лишь завершившим обучение в духовных школах и не имеющих пока достаточного опыта пастырского служения.
Только после этого можно говорить о “внешней” миссии.
Страны, в которых мы несем свое служение, совершенно отличны по религиозным и культурным традициям от того, к чему мы привыкли. Часто разнится и ментальное восприятие реалий жизни. С чего начинать и что делать?
Нужно избавиться от того, чтобы воспринимать все с позиции “европоцентризма”. Азия и Европа суть непересекающиеся прямые. Мы должны научиться видению жизни с точки зрения местных народов. Для этого нужно знать историю, религию, культуру стран, где мы служим, потрудиться знать язык местных народов.
С большим уважением относится ко всему, что представляется ценным для местных жителей. Пресловутая проблема “несовпадения менталитетов” на самом деле обусловлена нашим нежеланием ближе ознакомиться с Азией, косностью и леностью.
Стыдно прожить в стране несколько или много лет и не знать хотя бы основ языка, основных моментов истории, культурных достижения народа.
Только после того, как мы подготовим себя, можно что-то рассказать о нашей вере местным людям. Основным критерием при обращении их ко Христу должно быть их искреннее и свободное волеизъявление, сознательное усвоение истин нашей веры. Любовь Христова требует от нас помощи нуждающимся. Но наша социальная помощь бедным должна быть независима от религиозных убеждений тех, кому она адресована, но обуславливаться только реальными нуждами таких людей.
Необходимо продолжить и усилить работу над переводами на местные языки катехизационной и духовной литературы, проводить богослужения на местном языке, даже если это и доставляет некий дискомфорт основной части нашей паствы. Очень важным является доброе и сердечное отношение к местным людям.
Нормальная ситуация это когда в наших храмах будут местные священники, а большинство паствы - местные жители.
Все это нам предстоит достигнуть в ближайшие годы
Сегодня же, в день, когда мы вспоминаем св. равноап. вел. кн. Владимира, Крестителя Руси, мы молимся, что бы он ходатайствовал пред престолом Всевышнего о просвещении светом Истины местных народов, а каждому из нас быть достойными православными христианами.
Господь да пребудет со всеми вами!
С молитвой о вас,
Архимандрит Олег (Черепанин),
Представитель Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат) в Королевстве Таиланд,
настоятель Свято-Николаевского собора г.Бангкока
Протоиерей Данай (Даниил) Ванна,
Председатель Комитета Фонда Православной Церкви
в Таиланде, настоятель Всех-Святского храма г. Паттайя
Иерей Алексей Головин,
настоятель Вознесенского храма на Самуи
Иерей Роман Бычков,
настоятель Троицкого храма на Пхукете
Иерей Дмитрий Савенков,
и.о. настоятеля Покровского храма г. Паттайи
Иеромонах Серафим (Васильев),
и.о. ключаря Свято-Николаевского собора в Бангкоке
Иерей Андрей Иващенко,
и.о. настоятеля храма св. Царственных Страстотерпцев в Хуахине
Иеромонах Александр (Ващенко),
второй священник Всех-Святского храма г. Паттайи
Иерей Сергей Шапкин,
и.о. настоятеля Сергиевского храма о. Чанг
Иеромонах Паисий (Ипате),
и.о. настоятеля православных приходов в Камбодже
мнение,
церковное