Попалось мне на глаза решение Архиерейского Собора 2016 года.
II. В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:
- преподобный Александр Пересвет (†1380, память 7 / 20 сентября);
- преподобный Амфилохий Почаевский (†1971, память 29 апреля / 12 мая);
- преподобный Андрей Ослябя (†1380, память 7 / 20 сентября);
- преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) Московский (†1918, память 24 августа / 6 сентября);
- преподобный Варлаам Серпуховской (†1377, память 5 / 18 мая);
- преподобная Васса Псково-Печерская (†ок.1473, память 19 марта / 1 апреля);
- святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (†1504, память 4 / 17 декабря);
- преподобный Герасим Болдинский (†1554, память 1 / 14 мая);
- святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси (†1489, память 28 мая / 10 июня);
- преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (†1776, память 25 сентября / 8 октября);
- преподобный Елисей Лавришевский (†ок.1250, память 23 октября / 5 ноября);
- святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит Московский и всея Руси (†1555, память 27 июля / 9 августа);
- преподобный Иона Псково-Печерский (†ок.1480, память 29 марта / 11 апреля);
- преподобный Корнилий Крыпецкий (†1903, память 28 декабря / 10 января);
- преподобный Корнилий Переяславский, (†1693, 22 июля / 4 августа);
- преподобноисповедник Кукша Одесский (†1964, память 16 / 29 сентября);
- преподобный Лаврентий Черниговский (†1950, память 29 декабря / 11 января);
- преподобный Леонид Устьнедумский (†1654, память 17 / 30 июля);
- преподобный Марк Псково-Печерский (†1400-годы, память 29 марта / 11 апреля);
- преподобный Мартин Туровский (†1150, память 27 июня / 10 июля);
- святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116, память 20 июня / 3 июля);
- святой благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (†1167, память 14 / 27 марта);
- преподобный Симеон (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерский (†1960, память 5 / 18 января; 19 марта / 1 апреля);
- святитель Симеон, первый епископ Тверской (†1289, память 3 / 16 февраля);
- преподобный Симон Сойгинский (†1562, память 24 ноября / 7 декабря);
- святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта / 1 апреля);
- преподобный Христа ради юродивый Феофил Киевский (†1853, память 28 октября / 10 ноября);
- святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий), митрополит Киевский (†1857, память 21 декабря / 3 января);
- святой благоверный князь Ярослав Мудрый (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).
Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.
Кроме того Комиссия по канонизации святых рассмотрела возможность общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского, причисленного к лику святых для местного почитания в Ростовской епархии в 1999 году. Члены Комиссии констатировали, что почитание праведного Павла распространилось не только в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и за их пределами. Предложение о его общецерковном прославлении также было направлено в Священный Синод.
ссылки Меня весьма радует, что древние (и не очень) святые возвращаются в наш церковный календарь. Дело в том, что церковные реформы Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича потребовали разрыва с предыдущей церковной традицией, а поскольку противники реформ активно ссылались на на то, что канонизированные к тому времени русские святые придерживались дореформенной практики, то такие святые начали массово вычёркиваться из месяцесловов. Жуткая картина, если честно. Возвращаться эти святые в наши церковные календари начали только с начала XX века. И хотя работа над ошибками послениконовского периода шла весь XX век, перейдя и в XXI-й, она ещё далека от завершения.
Но вот что в приведённом списке меня озадачивает больше всего. Список целиком состоит либо из монахов (их больше всего), либо архиереев (то есть тоже монахов), либо князей. Глядя на этот список, невольно посещает мысль, что православие - это союз монахов с властями. Но не это самое печальное. Самое печальное, что 99% православных верующих людей остаются вне этих раскладок.