Удивительные вещи

Sep 19, 2013 11:15

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы. Так утверждал французский философ-материалист и, по совместительству, идеолог революционной французской буржуазии XVIII века Клод Антуан Гельвеций. Сын придворного врача не мог и представить, что эта его фраза может стать девизом для «цеха самых материальных художников» современности, иначе говоря, представителей промышленного дизайна.



Иллюстрация найдена в интернете

Путь становления мастеров удивительных вещей зачастую скучен: сначала человек обнаруживает в себе задатки вкуса и навыки рисунка, затем продолжительное время обучается в специальной школе дизайна, и вуаля - новый специалист вливается в дружный коллектив уже известной студии или пускается в вольное плавание, периодически отмечаясь в различных профессиональных конкурсах. Но есть и те, кому стандартный путь творца показался малопривлекательным, поэтому способы заявить о себе они нашли в разной степени замысловатые.

Нью-йоркская художница Лаура Спектор к дизайну подошла радикально - просто решила, что настала пора отложить на время краски и кисти и сделать, к примеру, диван. Но не просто предмет обстановки, а такой диван, который мог бы вырасти в саду - если бы саму природу попросили сделать мебель. Эта сумасбродная идея оказалась плодотворной и сделала художницу весьма влиятельной дамой в мире промышленного дизайна. Единожды задуманная концепция дала такие всходы, что дизайнер-самоучка и по сей день задает тон, придумывая мебель и аксессуары для Rustic Design. Редко кому удается оседлать норовистого конька удачи с первого раза да еще и удержаться на его спине. Лауре Спектор это удалось.

Биография другого дизайнера-самоучки, Тома Диксона, говорит о том, что два снаряда в одну воронку все-таки попадают и могут при этом изменить жизнь к лучшему. Том Диксон некоторое время посещал школу искусств, но из-за несчастного случая и долгого восстановления в больнице был отчислен. Пару лет он не вспоминал о дизайне, играл на бас-гитаре в группе и совершенно не задумывался о других видах творчества, когда вторая авария и большое количество высвободившегося времени привели к тому, что будущий арт-директор мебельного ритейлера Habitat и мебельной компании Artek научился сварке. Диксон увлеченно работал с переработанными материалами и промышленными отходами исключительно по зову сердца и не скованный средствами - материал доставался фактически даром, - пока вдруг не выяснилось, что люди готовы платить деньги за объекты его творчества. Фортуна решила, что Диксон сдал аттестационный экзамен, и в настоящий момент бывшего недоучку и музыканта ставят в ряд самых известных дизайнеров мира.

Как известно, Пенелопа пыталась отсрочить новое замужество с помощью бесконечного ткачества - она попросту распускала ночью всю сделанную за день работу. Вряд ли канадская художница Джейн Мортон стала творить из солидарности с греческой дамой, но бесконечный фронт работ она себе обеспечила вполне добровольно: одевать в забавные вязаные свитера различные предметы интерьера, включая и сами дома - задача не из легких. Благодаря таким масштабным работам, Джейн Мортон не только заняла место в двадцатке лучших художников Канады, но и способствовала возрождению интереса к вязанию. Во всяком случае, сейчас уже и многие дизайнеры-мужчины не чураются создавать объекты интерьера в духе женского рукоделия. А Нью-Йоркский музей искусства и дизайна даже провел выставку под названием «Радикальное кружево и диверсантское вязание». Как говорится, оцените игру слов и силу влияния.

История американца Пристона Рейтера необычна настолько, что впору писать по ней роман с элементами триллера. Началось все с депрессии; одновременно с этим диагнозом будущий ювелир лишился семьи, предыдущей работы и видов на будущее. Лечение в клинике, где проводили реабилитационные сеансы, сопровождалось трудотерапией, и мало-помалу Пристон заинтересовался одним из преподаваемых предметов, более того, он настолько втянулся, что не мыслил себе иного занятия в жизни, нежели изготовление украшений. Первые домашние эксперименты окончились бытовыми травмами, и Пристон разослал резюме больше чем в полусотню региональных ювелирных мастерских с предложением работать бесплатно, лишь бы научили обращению с инструментами, однако результата это не принесло. Основные азы работы были получены в другом месте: Пристон проследил за работой уличного продавца, делающего колечки из проволоки. Позднее эти наблюдения и прочая прямо и косвенно полученная информация выкристаллизовалась в его «Систему скульптуры из золотой проволоки».

Испанец Хайме Айон, ныне креативный директор компании Lladro, шел к своему месту под солнцем по вполне стандартному пути: сначала обучение дизайну, затем работа по специальности в исследовательском центре. И даже тот факт, что центр носил название Benetton Group’s, а Айон попал в любимцы как самого Лучано Бенеттона, так и Оливьеро Тоскани, пикантности не добавляет - это вполне закономерная история хорошего профессионала. Однако всего за четыре года дизайнер сумел превратиться в легенду - благодаря сумасшедшей продуктивности и всего трем словам, сказанным в нужный момент. Однажды, отвечая на вопрос журналиста о направлении и стиле работ, дизайнер в шутку сообщил, что его творчество следует именовать «Средиземноморское цифровое барокко». Название оказалось настолько удачным и так полюбилось потребителям, что сегодня Айона иначе как «родоначальник цифрового барокко» и не называют.

Один русский военачальник утверждал: «Удивил - значит победил!». Однако статистика показывает - делать странности готовы не многие. Даже дизайнеры. А жаль: удивляться весьма приятно.

Текст: Ирина Саулина. Статья была опубликована в журнале «FreeТайм».

тексты

Previous post Next post
Up