Для большинства обитателей Старого города в Лицзяне бесконечные магазинчики и сувенирные лавки не "место работы", а часть дома, образ жизни. Важно, что у лавочек этих нет дверей, вся стена в сторону улицы обычно состоит из раздвижных или створчатых дверей, которые в течение всего дня раздвинуты, то есть прямо с улицы шагаешь внутрь.
Вот так они выглядят, когда закрыты:
Часто в таких местах работают всей семьей: вчера мы были в маленьком кафе, хозяин которого говорил, что он готовит лучшие пельмени в городе (и я с ним согласна:), отец и мать лепили и варили пельмени, встречали гостей, а дочь помогала обслуживать посетителей, готовила другие блюда, "не основные" в меню.
Большинство вещей, которые здесь продаются, сделаны руками жителей города: в одной лавке сидит серебряных дел мастер и что-то там выстукивает молоточком, а жена показывает товар покупателям, в другом тут же шьют сумки из кожи, одежду, где-то вырезают по дереву и раскрашивают его (потрясающей красоты картины получаются), в другом месте готовят карамель (а именно, имбирный сахар, как его здесь называют): мужчина, подобно тесту накидывает, вытягивает и снова накидывает карамельную массу на крюк в стене, а жена тут же подсыхающие полоски карамели нарезает, и зевак вокруг угощает :)
Во время обеда или ужина сюда же приносят маленькую электрическую плиту, и пока муж продолжает что-то творить-создавать, жена готовит обед или ужин, а потом всей семьей садятся и кушают, двери при этом не закрывают. Вообще вся жизнь в течение дня в такой лавочке протекает на глазах улицы и прохожих. Если в семье есть маленький ребенок (почему-то особенно много было совсем малышей, до годика наверное), он тут же, с мамой - или на руках, или за спиной (здесь носят детишек в чем-то вроде слингов).
У многих тут же стоит телевизор, и вечером или днем, когда поток туристов ослабевает, его могут смотреть. Специальных мест для маджонга я не замечала, но по вечерам, часов после 7, когда улицы начинают пустеть, ставят столик или меду двумя лавочками или в одной из них и начинают играть.
Многие лавочки остаются открытыми до позднего вечера: эти две фотографии я сделала уже где-то в 11 вечера, из кафе напротив - вокруг местами уже начинали гасить красные фонарики, а здесь по-прежнему работали: серебряных дел мастер сидел, склонившись над станком, а девочки, разговаривая и смеясь, нанизывали бусы.
Лавочек с похожим ассортиментом здесь очень много, поэтому конкуренция, наверное серьезная, несмотря на большой поток туристов.
Но все выглядят очень спокойными, уверенными, что ли - и глядя, как человек создает что-то вещественное, осязаемое своими руками, чувствуешь, что так жить очень правильно :)
Ну и самая главная опасность, подстерегающая здесь путешественника - это начать вдруг всё покупать :) А покупать нежелательно по двум причинам: во-первых, ограниченный бюджет для путешествия, а во-вторых, в рюкзаках места нет и складывать всё это просто некуда. Я держалась до вчерашнего дня, пока мы не зашли в лавочку мастера, который делает всевозможные чайники-кофейники и прочую медную и бронзовую утварь. Причем перед его домом была табличка, что семья эта имеет многовековую традицию работы с бронзой, и когда-то они славились своими работами чуть ли не на весь Тибет.
И среди всего прочего на полочке стояли поющие чаши, и сначала Николай Николаевич, а потом и мастер стали показывать, как они поют. И то ли я их никогда раньше не видела, а если видела, то не помню, то ли еще почему, но меня так очаровал этот звук, что чашу я себе купила, потратив на нее наш желаемый дневной бюджет (нам не всегда удается его соблюдать - 100 юаней день, помимо проживания), и не дожидаясь поездки поближе к Тибету или Непалу. И даже неважно, что явно она не ручной работы и не этим мастером сделана, а вот вдруг что-то случилось :)
Есть у меня теперь такая поющая красавица :)
Продолжение следует!