На днях довелось побывать в мастерской настоящего художника - председателя тольяттинского отделения Союза художников России, скульптора, заслуженного художника России Алексея Кузнецова.
Глядя с улицы на художественные мастерские, расположенные на первом этаже пяти-этажки на улице Белорусской, трудно даже предположить, сколько творческих замыслов и готовых работ скрывают эти стены. И только попав внутрь, с трудом протискиваясь по узким тропинкам среди разнообразных макетов и статуй, понимаешь, в каком творческом водовороте ты оказался.
Во всех комнатах и больших залах нет ни сантиметра пустой поверхности, стены увешаны набросками и проектами планировок площадей и аллей, где могли быть установлены памятники. От пола до потолка возвышаются гипсовые и глиняные макеты, готовые скульптуры. Здесь же стоят тигельные печки для плавки металла и обжига работ, лежат кучей мешки с гипсом, топорщатся во все стороны проволочные каркасы.
В макетах и набросках, многим из которых уже два десятка лет, открывается совершенно другой Тольятти - тот, которым он мог бы стать. Проект архитектурного комплекса в честь создателя первой «самобеглой коляски» Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова, в который органично вписалась бы и самая современная модель Волжского автозавода. Получился бы общегородской центр официальных автомобильных событий и прекрасное место для отдыха горожан (День машиностроителя, вручение наград и призов - мало ли можно придумать хороших поводов собраться…). Центральная площадь, решенная как застывший гимн градостроителям - начиная с памятника Татищеву, заканчивая мозаичными панно в честь крупнейших предприятий, вокруг которых возник и сформировался современный Тольятти.
Фантазия художника не знает границ, она разбивается только о финансовые возможности заказчика. А в последние десятилетия средств на масштабные проекты в городе нет. Само понятие городской среды как элемента общей культуры даже не рассматривалось при разработке генерального плана. В момент его подготовки очень остро стоял вопрос с точечной застройкой, потому проектировщиков попросили не влезать в старые микрорайоны. Они и оставили эту задачу на потом...
Та самая самобеглая коляска. В ней, оказывается, даже измеритель расстояний был встроен!
- Я помню, когда мы ставили бюст Жукова, на том месте был брошенный фонтан, - поделился воспоминаниями Алексей Кузнецов. - И когда мы только первый раз пришли в этот скверик 11-го квартала, на пересечении улиц Фрунзе и Жукова, стали размахивать руками и представлять, как здесь все обустроить, гулявшая с коляской женщина сразу накинулась на нас: «Вы что, ларек строить надумали?!» Нет, говорим, памятник. «Да неужели здесь весь мусор уберут?» И правда ведь - облагородили место. И сейчас там люди отдыхают.
В углу - мечта всех мальчишек - пластмассовый скелет, потому что скульптору без него никуда, ошибаться в анатомии нельзя.
Среди этих макетов - немало людей, известных в прошлом в Тольятти.
- Надо и возле филармонии порядок наводить, - считает скульптор.
Про филармонию речь зашла совсем не случайно. У департамента культуры есть амбициозный план - превратить задворки филармонии в культурный центр под открытым небом. Прямо за зданием расчистить площадку, разбить там садик, в который можно было бы зайти после концерта, чтобы подольше сохранить в себе впечатление от услышанного. А может, прийти и просто так посидеть-помечтать под негромкую музыку. Алексей Кузнецов получил заказ на барельеф Сергея Рахманинова, чьим именем будет назван этот чудесный сад.
Помимо этого тольяттинского заказа скульптор сейчас работает одновременно над несколькими проектами для Самары, Ульяновска, Кошек. Так что пожаловаться на забвение Кузнецов не может. Но хотелось бы работать для Тольятти, видеть, как он преображается благодаря твоему мастерству и вдохновению.
Мало кто, наверное, знает, но у кузнецова был свой конный памятник Татищеву. Он одно время даже рассматривался как один из основных вариантов для установки. Но, потом был выбран скультпор Рукавишников, чей макет утвердили практически без обсуждения. У Кузнецова, кстати, к нему масса профессиональных претензий. А его глинянный макет, готовый для отправки в литейную, так и возвышается в углу мастерской...
Скульптура отца.
И сам мастер.
Если вам понравилась эта запись, нажмите на кнопочку любимой социальной сети - пусть ваши друзья почитают хорошее вместе с вами!