اختلاف بين العلماء في إخراج زكاة الفطر نقوداً
Разногласие между учёными относительно
отдачи Закят аль-фитр (милостыни разговения) деньгами
"Закят аль-фитр" - обязанность для каждого мусульманина, старого и малого, мужчины и женщины, свободного и раба. Согласно хадису от инб Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят аль-фитр в Рамадане в виде одного саа (мера объёма в четыре пригоршни взрослого мужчины, один са’ пшеницы равняется по весу 2176 граммам) фиников, или саа ячменя, возложив его на мусульман, на раба и свободного, мужчину и женщину, малого и старого. И приказал он, чтобы был он исполнен прежде чем выдут люди к праздничной молитве".
Имеют право на получения Закят аль-фитр бедняки и неимущие из мусульман, согласно хадису от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, Закяталь-фитр как очищение постящегося от пустословия и непристойного, и для кормления неимущих. Будучи исполненым перед праздничной молитвой - он является принимаемым закятом, а после неё - одним из видов садаки". И утверждают некоторые учёные, что ошибочно просто выплачивать его, минуя бедных и нуждающихся.
Узаконенность времени Закят уль-фитр
Постоянный комитет издал фетву и разъяснил, что время для отдачи Закят аль-фитр не начинается после праздничной молитвы. Оно начинается после захода солнца в последний день месяца Рамадан, то есть в первую ночь месяца Шавааль, и оканчивается с началом праздничной молитвы, ибо пророк Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, повелел исполнить его перед молитвой. Как передано ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, сказал: "Будучи исполненым перед праздничной молитвой - он является принимаемым закятом, а после неё - одним из видов садаки". И допустимо также исполнение его за день или два дня, как передано от инб Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: "Вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят аль-фитр в Рамадане". И сказано в конце хадиса: "и отдавался он до этого за день или два дня". Тот же кто задержит по времени выплату Закят аль-фитр, совершит грех, и на нём надлежит покаяние за задержку, и выплата его беднякам.
Деньги или зерно
Утверждают учёные вид Закят аль-фитр, являющийся обязательным, является "пища человека": финики, или пшеница, или рис, или нечто другое. Как сказано Абу саидом Худри, да будет доволен им Аллах: "Мы отдавали в день Разговения во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, одно саа еды. А едой нашей были ячмень, изюм, творог и финики".
Остаётся вопрос: Дозволено ли отдавать Закят аль-фитр деньгами? Как разъясняет шейх доктор Сауд бин Абдуллах аль-Фунейсан, у учёных существуют два мнения:
Первое: Запрещение этого. Об этом говорят три имама: Малик, Шафии и Ахмад. Тогоже мнения был и захиритский масхаб. Они приводят хадис Абдуллаха ибн Умара, встречающийся в двух "Сахихах": "Вменил в обязанность посланник Аллаха Закят аль-фитр в виде саа фиников, или саа пшеницы, или саа ячменя (в некоторых передачах - саа творога) малым и старым мусульманам". Довод, выводимый ими из хадиса: Если количество, подлежащее выплате в качестве Закят аль-фитр упомянуто посланником Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, не дозволительно после этого заявлять о том, что нужды должны удовлетворятся сообразно времени. Также сказано в другом хадисе : "Обогащайте их в этот день". Сказано в разъяснении этого хадиса: Богатство бедняков в этот день - день праздника, состоит в в том, что они едят досыта, и не просят в день праздника людей о том, чтобы их накормили.
И говорят вторые: Дозволяется выплата этого количества (натурой или деньгами) в качестве Закят аль-фитр. Так говорит имам Абу Ханифа и его последователи. Этого мнения придерживался табиин Суфьян Саури, Хасан аль-Басри, халиф Умар ибн Абдулазиз, и передаётся это мнение от некоторых сподвижников, как например Муавия ибн Абу Суфьян, сказавший: "Полагаю, что один саа пшеницы из Шама равноценен одному саа фиников". Сказал Хасан аль-Басри: "Нет проблемы отдать один дирхам в качестве милостыни разговения". Написал халиф Умар ибн Абдулазиз своему работнику в Басре, чтобы начал он взнимать с каждого человека, внесённого в списки дивана (канцелярии) по половине дирхама. Упоминает ибн Мунзир в его книге "Аусат": "сподвижники считали дозволенным отдавать половину саа пшеницы, и считали его равноценным одному саа фиников, или ячменя".
Сказал доктор аль-Фунейсан: "Как было разъяснено ранее, это разногласие довольно старое. и выводится упомянутыми авторами положение из хадисов о том, что если бедняк испытвает нужду в пропитании в день праздника, то надлежит отдать упомянутое её количество. Но возможно отдать и сообразное её стоимости, если деньги окажутся для бедняка полезнее, как это имеет место в большинстве стран современного мира. Быть может, хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует: "Обогащайте их в этот день" поддерживает их слова, ибо нужды бедняков не ограничиваются только пропитанием, и они включают в себя и одежду, и подобное этому. Быть может, предписание разновидностей закята, упомянутых в хадисе связано с нуждой в еде и питье, и нехваткой денег в ту эпоху. И быть может верное решение в этом деле определяется фактом наличия или отсутствия чего-либо, и направление денег в качестве Закят аль-Фитр удовлетворить насущные потребности и более соотвествует беднякам наших дней.
Спорный вопрос.
Шейх Сулайман бин Насир аль-Ульван отметил, что этот вопрос - один из спорных. имамы саляфов разошлись в определении количества Закят аль-фитр. Это указывает на вероятностность того и иного решение, что служит местом для иджтихада, и разногласящие не оказываются в заблуждении, и не впадают в нововведение. Утверждается, что "оснвоа в разногласии в подобных вопросах в том, что оно не разрушает дружбу между разногласящими, не вызывает злобу в их груди, и обо из них искренни, и не ругают того, кто не следует за ним".
Далее шейх аль-Ульван добавил: Большинство имамов придерживались суждения о недозволенности выплаты эквивалентного колличества Закят аль-фитр. Сказал имам Ахмад: "Я боюсь что станет он (закят аль-фитр) недействительным, будучи в противоречии с сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует", и таков мазхаб Малика и Шафии. Сказал имам ибн Хазм, да помилует его Аллах: "Не засчитывается возмещение изначального объёма (закят аль-фитр), ибо это не то, что вменил в обязанность посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует". Пришли аль-Атаи, Хасан аль-Басри, Умар ибн Абдулазиз, Саури и Абу Ханифа к возмещению стимости пищи. Сказал Абу Исхак Субайи, один из имамов табиинов: "Я думаю о них, что они исполняют милостынб Рамадана дирхамами по стоимости пищи". Передал его ибн Абу Шаиба в "Муснаф".
Доводы в пользу (возмещения Закят аль-фитр деньгами).
- не установлено ни в одном тексте, чтобы пророк Аллаха, Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, или кто-либо из сподвижников запрещал выплату возмещения Закят аль-фитр
- хадисы, в тексте которых описываются виды питания, не содержат запрета на какие-либо из них. Доводом служит то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отдавали Закят аль-фитр пшеницей, которая не была предписана, а ячмень, финики и прочее упомянуты в тексте достоверных хадисов.
- многие из сподвижников, и даже большая их часть в период халифства Муавии отдавали половину саа пшеницы Шама, взамен одному саа фиников. И в этом довод на то, что они считали равноценным половину саа пшеницы одному саа фиников, ячменя и тому подобного.
- цель закята - обогатить бедняков. Деньги будут более полезны некоторым из них чем пища, и это соотвествует положению бедняков во всех странах.
- многие из бедняков принимают пищу, полученную как закят, продают её в тот же день, и на следующий день, по более низкой цене. И это не приносит им пользы от пищи, и им не удаётся получить даже эквивалентную цену за этот саа.
Шариатское суждение (хукм).
Относительно Шариатского суждения о Закят аль-фитр, то пояснил здесь доктор Фахд Мушаль два положения. Первое: Свойство поста - это очищение от пустословия и непристойностей, и Закят аль-фитр - цена того, что омоет и очистит пост, и удалит упущения постящегося, и заменит добрыми делами дела дурные.
И второе положение: Оно связано с обществом, и распространением любви и доброжелательности между его членами, и в особенности нуждающимися. И это - кормление их в день праздника - который есть день веселия и радости. В этот день богатые, которых Аллах наделили богатством, порадуют бедняков, приподнеся им подарки, и накормив их любимой пищей. И смысл этого дня - дать бедняку быть свободным от нужд и гнёта проблем, и почувствовать что общество не прнебрегает его проблемами, не превозносится над ним и не забыло о нём.
«زكاة الفطر».. فريضة على كل مسلم؛ الكبير والصغير، الذكر والأنثى، الحر والعبد، لحديث ابن عمر رضي الله عنهما، قال: «فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر من رمضان صاعا من تمر، أو صاعا من شعير؛ على العبد والحر، والذكر والأنثى، والصغير والكبير من المسلمين. وأمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة».
ويستحق زكاة الفطر؛ الفقراء والمساكين من المسلمين، لحديث عبدالله بن عباس رضي الله عنهما قال: «فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكاة الفطر طهرة للصائم من اللغو والرفث، وطعمة للمساكين، من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، ومن أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات»، وأكد بعض العلماء أنه من الخطأ دفعها لغير الفقراء والمساكين.
الوقت الشرعي
كانت اللجنة الدائمة للإفتاء، أوضحت أنه لا يبدأ وقت زكاة الفطر من بعد صلاة العيد، وإنما يبدأ من غروب شمس آخر يوم من رمضان، وهو أول ليلة من شهر شوال، وينتهي بصلاة العيد؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بإخراجها قبل الصلاة، ولما رواه ابن عباس رضي الله عنهما أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، ومن أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات»، ويجوز إخراجها قبل ذلك بيوم أو يومين لما رواه ابن عمر رضي الله عنهما قال: «فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم صدقة الفطر من رمضان»، وقال في آخره: «وكانوا يعطون قبل ذلك بيوم أو يومين». فمن أخرها عن وقتها فقد أثم، وعليه أن يتوب من تأخيره وأن يخرجها للفقراء.
المال أو الحبوب
وأكد علماء أن جنس الواجب في زكاة الفطر هو «طعام الآدميين»؛ تمر، أو بر، أو أرز وغيرها، حيث قال أبو سعيد الخدري رضي الله عنه: «كنا نخرج يوم الفطر في عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم صاعا من طعام، وكان طعامنا الشعير والزبيب والأقط والتمر».
ويبقى السؤال: هل يجوز إخراج زكاة الفطر نقودا؟ يوضح الشيخ الدكتور سعود بن عبدالله الفنيسان أن العلماء إلى قولين:
الأول: المنع من ذلك، قال به الأئمة الثلاثة مالك، والشافعي، وأحمد، وقال به الظاهرية أيضا، واستدلوا بحديث عبدالله بن عمر في الصحيحين «فرض رسول الله زكاة الفطر صاعا من تمر، أو صاعا من بر، أو صاعا من شعير، (وفي رواية أو صاعا من أقط)، على الصغير والكبير من المسلمين». ووجه استدلالهم من الحديث: لو كانت القيمة يجوز إخراجها في زكاة الفطر لذكرها رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولا يجوز تأخير البيان عن وقت الحاجة، وأيضا نص في الحديث الآخر «أغنوهم في هذا اليوم»، وقالوا: غنى الفقراء في هذا اليوم يوم العيد يكون فيما يأكلون حتى لا يضطروا لسؤال الناس الطعام يوم العيد.
والقول الثاني: يجوز إخراج القيمة (نقودا أو غيرها) في زكاة الفطر، قال به الإمام أبو حنيفة وأصحابه، وقال به من التابعين سفيان الثوري، والحسن البصري، والخليفة عمر بن عبدالعزيز، وروي عن بعض الصحابة كمعاوية بن أبي سفيان، حيث قال: «إني لأرى مدين من سمراء الشام تعدل صاعا من تمر»، وقال الحسن البصري: «لا بأس أن تعطى الدراهم في صدقة الفطر»، وكتب الخليفة عمر بن عبدالعزيز إلى عامله في البصرة: أن يأخذ من أهل الديون من أعطياتهم من كل إنسان نصف درهم، وذكر ابن المنذر في كتابه «الأوسط»: إن الصحابة أجازوا إخراج نصف صاع من القمح؛ لأنهم رأوه معادلا في القيمة للصاع من التمر، أو الشعير.
وقال الدكتور الفنيسان: «مما سبق يتبين أن الخلاف قديم وفي الأمر سعة، فإخراج أحد الأصناف المذكورة في الحديث يكون في حال ما إذا كان الفقير يسد حاجته الطعام في ذلك اليوم يوم العيد، وإخراج القيمة يجوز في حال ما إذا كانت النقود أنفع للفقير كما هو الحال في معظم بلدان العالم اليوم، ولعل حديث رسول الله صلى الله عليه وسلم «أغنوهم في هذا اليوم»، يؤيد هذا القول؛ لأن حاجة الفقير الآن لا تقتصر على الطعام فقط، بل تتعداه إلى اللباس ونحوه، ولعل العلة في تعيين الأصناف المذكورة في الحديث، هي: الحاجة إلى الطعام والشراب وندرة النقود في ذلك العصر، حيث كانت أغلب مبايعاتهم بالمقايضة، وإذا كان الأمر كذلك فإن الحكم يدور مع علته وجودا وعدما، فيجوز إخراج النقود في زكاة الفطر للحاجة القائمة والملموسة للفقير اليوم.
مسألة خلافية
أما الشيخ سليمان بن ناصر العلوان، فأوضح أن هذه المسألة إحدى المسائل الخلافية، وأئمة السلف مختلفون في دفع القيمة في زكاة الفطر، مبينا أن ترجيح هذا أو ذاك محل اجتهاد فلا يضلل المخالف أو يبدع، مؤكدا أن «الأصل في الاختلاف في مثل هذه المسألة أنه لا يفسد المودة بين المتنازعين ولا يوغر في صدورهم، فكل منهما محسن ولا تثريب على من انتهى إلى ما سمع».
وأضاف الشيخ العلوان: ذهب أكثر الأئمة إلى أنه لا يجوز إخراج القيمة في زكاة الفطر. قال الإمام أحمد: «أخاف ألا يجزئه، خلاف سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم»، وهذا مذهب مالك والشافعي. وقال الإمام ابن حزم رحمه الله: «لا تجزئ قيمة أصلا؛ لأن ذلك غير ما فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم». وذهب عطاء والحسن البصري وعمر بن عبدالعزيز والثوري وأبو حنيفة وغيرهم إلى جواز دفع القيمة عن الطعام. قال أبو إسحاق السبيعي وهو أحد أئمة التابعين: «أدركتهم وهم يؤدون في صدقة رمضان الدراهم بقيمة الطعام»، رواه ابن أبي شيبة في المصنف.
والحجة لذلك:
• أنه لم يثبت عن النبي صلى الله عليه وسلم ولا عن أحد من الصحابة نص في تحريم دفع القيمة.
• الأحاديث الواردة في النص على أصناف معينة من الطعام لا تفيد تحريم ما عداها، بدليل أن الصحابة رضي الله عنهم أجازوا إخراج القمح - وهو غير منصوص عليه - عن الشعير والتمر ونحو ذلك من الأصناف الواردة في الأحاديث الصحيحة.
• ذهب كثير من الصحابة بل أكثرهم في عهد معاوية إلى جواز إخراج نصف صاع من سمراء الشام بدلا من صاع من تمر، فهذا دليل على أنهم يرون نصف الصاع معادلا في القيمة للصاع من التمر أو الشعير ونحو ذلك.
• أن المقصود من الزكاة: إغناء الفقراء والمال أنفع لبعضهم من الطعام فيعد في ذلك حال الفقير في كل بلد.
• كثير من الفقراء يأخذ الطعام ويبيعه في يومه أو غده بأقل من ثمنه، فلا هو الذي انتفع بالطعام ولا هو الذي أخذ قيمة هذا الصاع بثمن المثل.
حكمة المشروعية
حول الحكمة من مشروعية «زكاة الفطر»، يوضح الدكتور فهد المشعل حكمتين؛ الأولى: تخص الصائم وهي أنها تطهره من اللغو والرفث حيث جاءت زكاة الفطر بمثابة الغسيل الذي يتطهر به من شاب صيامه أو جرحه أو كدر صفاءه والحسنات يذهبن السيئات.
أما الحكمة الثانية: فهي تتعلق بالمجتمع وإشاعة المحبة والمسرة بين أفراده لا سيما المساكين، فهي طعمة لهم في يوم العيد الذي هو يوم فرح وسرور، فإذا فرع الأغنياء بما رزقهم الله فرح الفقراء بهذه الهدايا والأعطيات من الأطعمة المحبوبة، فاقتضت حكمة الشارع أن يفرض له في هذا اليوم ما يسد أوده ويغنيه عن الحاجة وذل السؤال ويشعره بأن المجتمع لم يهمل أمره، ولم يهمشه، ولم ينسه.
Источник:
http://www.okaz.com.sa/new/Issues/20130804/Con20130804625536.htm